М а алексеев потом прошла еще неделя

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. Но Катя не только не отступала, не терялась среди них, а напротив, — участвовала в них во всех и всему придавала себя, свою красоту, расцветающую вместе с расцветом весны, с этим все роскошнее белеющим садом и все темнее синеющим небом.

И вот однажды, выйдя в зал, полный предвечернего солнца, к чаю, Митя неожиданно увидел возле самовара почту, которую он напрасно ждал все утро. Он быстро подошел к столу — уж давно должна была Катя ответить хоть на одно из писем, что отправил он ей, — и ярко и жутко блеснул ему в глаза небольшой изысканный конверт с надписью на нем знакомым жалким почерком. Он схватил его и зашагал вон из дома, потом по саду, по главной аллее. Он ушел в самую дальнюю часть сада, туда, где через него проходила лощина, и, остановясь и оглянувшись, быстро разорвал конверт. Письмо было кратко, всего в несколько строк, но Мите нужно было раз пять прочесть их, чтобы наконец понять, — так колотилось его сердце. «Мой любимый, мой единственный!» — читал и перечитывал он — и земля плыла у него под ногами от этих восклицаний. Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо, вокруг сиял сад своей снежной белизной, соловей, уже чуя предвечерний холодок, четко и сильно, со всей сладостью соловьиного самозабвения, щелкал в свежей зелени дальних кустов — и кровь отлила от его лица, мурашки побежали по волосам…

Домой он шел медленно — чаша его любви была полна с краями. И так же осторожно носил он ее в себе и следующие дни, тихо, счастливо ожидая нового письма.

Сад разнообразно одевался.

Огромный старый клен, возвышавшийся над всей южной частью сада, видный отовсюду, стал еще больше и виднее, — оделся свежей, густой зеленью.

Выше и виднее стала и главная аллея, на которую Митя постоянно смотрел из своих окон: вершины ее старых лип, тоже покрывшиеся, хотя еще прозрачно, узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло-зеленой грядою.

А ниже клена, ниже аллеи лежало нечто сплошное кудрявого, благоуханного сливочного цвета.

И все это: огромная и пышная вершина клена, светло-зеленая гряда аллеи, подвенечная белизна яблонь, груш, черемух, солнце, синева неба и все то, что разрасталось в низах сада, в лощине, вдоль боковых аллей и дорожек и под фундаментом южной стены дома, — кусты сирени, акации и смородины, лопухи, крапива, чернобыльник, — все поражало своей густотой, свежестью и новизной.

На чистом зеленом дворе от надвигающейся отовсюду растительности стало как будто теснее, дом стал как будто меньше и красивее. Он как будто ждал гостей — по целым дням были открыты и двери и окна во всех комнатах: в белом зале, в синей старомодной гостиной, в маленькой диванной, тоже синей и увешанной овальными миниатюрами, и в солнечной библиотеке, большой и пустой угловой комнате со старыми иконами в переднем углу и низкими книжными шкафами из ясени вдоль стен. И везде в комнаты празднично глядели приблизившиеся к дому разнообразно зеленые, то светлые, то темные, деревья с яркой синевой между ветвями.

Но письма не было. Митя знал неспособность Кати к письмам и то, как трудно ей всегда собраться сесть за письменный стол, найти перо, бумагу, конверт, купить марку… Но разумные соображения опять стали плохо помогать. Счастливая, даже гордая уверенность, с которой он несколько дней ждал второго письма, исчезла, — он томился и тревожился все сильнее. Ведь за таким письмом, как первое, тотчас же должно было последовать что-то еще более прекрасное и радующее. Но Катя молчала.

Он реже стал ходить на деревню, ездить в поле. Он сидел в библиотеке, перелистывал журналы, уже десятки лет желтевшие и сохнувшие в шкафах. В журналах было много прекрасных стихов старых поэтов, чудесных строк, говоривших почти всегда об одном, — о том, чем полны все стихи и песни с начала мира, чем жила теперь и его душа и что неизменно мог он так или иначе отнести к самому себе, к своей любви, к Кате. И он по целым часам сидел в кресле возле раскрытого шкафа и мучил себя, читая и перечитывая:

Читайте также:  Можно ли отключить пароль на айфоне

Люди спят, мой друг, пойдем в тенистый сад!

Люди спят, одни лишь звезды к нам глядят…

Все эти чарующие слова, все эти призывы были как бы его собственными, обращены были теперь как будто только к одной, к той, кого неотступно видел во всем и всюду он, Митя, и звучали порою почти грозно:

Над зеркальными водами

Машут лебеди крылами —

И колышется река:

О, приди же! Звезды блещут,

Листья медленно трепещут,

И находят облака…

Он, закрывая глаза, холодея, по несколько раз кряду повторял этот призыв, зов сердца, переполненного любовной силой, жаждущей своего торжества, блаженного разрешения. Потом долго смотрел перед собою, слушал глубокое деревенское молчание, окружавшее дом, — и горько качал головой. Нет, она не отзывалась, она безмолвно сияла где-то там, в чужом и далеком московском мире! — И опять отливала от сердца нежность — опять росло, ширилось это грозное, зловещее, заклинающее:

О, приди же! Звезды блещут,

Листья медленно трепещут,

И находят облака…

Однажды, подремав после обеда, — обедали в полдень, — Митя вышел из дома и не спеша пошел в сад. В саду часто работали девки, окапывали яблони, работали они и нынче. Митя шел посидеть возле них, поболтать с ними, — это уже входило в привычку.

День был жаркий, тихий. Он шел в сквозной тени аллеи и далеко видел вокруг себя кудрявые белоснежные ветви. Особенно силен, густ был цвет на грушах, и смесь этой белизны и яркой синевы неба давала фиолетовый оттенок. И груши и яблони цвели и осыпались, разрытая земля под ними была вся усеяна блеклыми лепестками. В теплом воздухе чувствовался их сладковатый, нежный запах вместе с запахом нагретого и преющего на скотном дворе навоза. Иногда находило облачко, синее небо голубело, и теплый воздух и эти тленные запахи делались еще нежнее и слаще. И все душистое тепло этого весеннего рая дремотно и блаженно гудело от пчел и шмелей, зарывавшихся в его медвяный кудрявый снег. И все время, блаженно скучая, по-дневному, то там, то здесь цокал то один, то другой соловей.

Аллея кончалась вдали воротами на гумно. Вдали налево, в углу садового вала, чернел ельник. Возле ельника пестрели среди яблонь две девки. Митя, как всегда, повернул со средины аллеи на них, — нагибаясь, пошел среди низких и раскидистых ветвей, женственно касавшихся его лица и пахнувших и медом, и как будто лимоном. И, как всегда, одна из девок, рыжая, худая Сонька, лишь только завидела его, дико захохотала и закричала.

– Русский язык является одним из самых сложных для изучения языков. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте высказывания о русском языке.

  • “Дивишься драгоценности нашего языка: что низвук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг”.
  • Н.В.Гоголь

  • “Богатый, звучный, живой отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии”.
  • П.Мермие

– Действительно, русский язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.

Он, наш язык, подобен легкой паутинке, нити ее незримы, но попробуй, потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Но! Если вы научились не только знать, понимать его, но и чувствовать, то перед вами открывается такой уникальный мир, что уходить из него уже не хочется.

До сегодняшнего дня вы смотрели в замочную скважину, а сегодня получите в руки ключ, который называется лингвистический анализ текста. Тема нашего урока: “Лингвистический анализ текста”.

– А какова практическая цель нашего занятия?

– Подготовка к ЕГЭ.

– У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.

– Какова идея текста?

Стремительная радость весеннего обновления.

– Как автору удалось донести до нас эту радость?

На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.

Работать будем в парах и группе.

! Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.

– Есть ли в нем абзацы?

– Автор хочет показать стремительность и неразделимость процесса наступления весны.

– Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?

– Определите тип речи?

– Соединение повествования и описания.

1 группа 2 группа 3 группа
Лексика и фразеология Орфография и морфология Синтаксис и пунктуация

Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?

Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?

Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.

Кротость – незлобливость, покорность, смирение.

Синонимы: послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.

Антонимы: злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.

Благовоние – аромат, приятный запах.

Антонимы: неприятный запах, зловоние.

Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.

Цветовые Эмоциональные
черный бархат

Рисуют картину в красках, передают настроение.

свежая, мягкая зелень

горячие пятна света

Передают позицию автора; тепло и мягкость, яркость и нежность – все это радует душу.

Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы.

Выделение [р], [p’], [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.

– Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?

– Начало мая (последнее предложение).

Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления.

1. Безударные гласные, проверяемые ударением:потеряла (потеря)
появилось (появится)

2. Непроверяемые гласные и согласные:

  • преображаться
  • сирени
  • металлически

3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:

  • черный
  • глянцевитый

4. н и нн в суффиксе:

  • особенно

5. пре- и при-:

  • превращать

6. Написание сложных прилагательных:

  • темно-зеленой

Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

– Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).

Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

Глаголы (19) – действие предмета.

Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

Прилагательные и наречия в сравнительной степени.

Прилагательные Наречия
стала сочнее мурава

цвет становился белее, гуще, благовоннее

засинело гуще и веселее Помогают передать цвет травы, неба, ветвей, чтобы мы могли себе ярче представить весеннее обновление.

Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

  • Расставьте знаки препинания, объясните их.
  • Выделите основы предложений.
  • Найдите все виды осложнения предложений.
  • Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
  • Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?
  • Для чего в тексте используются повторы?
  • 2 человека у доски.

    Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.

    Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.

    Повторы:

  • потом прошла
  • потом вошло
  • мягкая зелень
  • мягкая листва
  • горячие пятна
  • горячее солнце
  • усиливают процесс наступления весны.

    Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз ( не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.

    Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.

    Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
    с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

    Лингвистический анализ текста

    У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

    Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.

    – Какова идея текста?

    Стремительная радость весеннего обновления.

    – Как автору удалось донести до нас эту радость?

    На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.

    Работать будем в парах и группе.

    ! Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.

    – Есть ли в нем абзацы?

    – Автор хочет показать стремительность и неразделимость процесса наступления весны.

    – Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?

    – Определите тип речи?

    – Соединение повествования и описания.

    Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?

    Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

    Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?

    Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

    Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.

    Кротость – незлобливость, покорность, смирение.

    Синонимы : послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.

    Антонимы : злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.

    Благовоние – аромат, приятный запах.

    Антонимы : неприятный запах, зловоние.

    Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.

    Рисуют картину в красках, передают настроение.

    свежая, мягкая зелень

    горячие пятна света

    Передают позицию автора; тепло и мягкость, яркость и нежность – все это радует душу.

    солнце вошло в силу

    весна потеряла кротость и бледность

    веселее засияло небо

    сад стал одеваться

    листва тронула ветви

    закудрявились яблони и груши

    Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы .

    Выделение [р], [p’], [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.

    – Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?

    – Начало мая (последнее предложение) .

    Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления .

    Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.

    Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

    Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.

    Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?

    Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

    1. Безударные гласные, проверяемые ударением:

    2. Непроверяемые гласные и согласные:

    3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:

    4. н и нн в суффиксе:

    6. Написание сложных прилагательных:

    Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

    – Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).

    Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

    Глаголы (19) – действие предмета.

    Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

    Прилагательные и наречия в сравнительной степени.

    стала сочнее мурава

    цвет становился белее, гуще, благовоннее

    засинело гуще и веселее

    Помогают передать цвет травы, неба, ветвей, чтобы мы могли себе ярче представить весеннее обновление.

    Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

    Расставьте знаки препинания, объясните их.

    Выделите основы предложений.

    Найдите все виды осложнения предложений.

    Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?

    Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?

    Для чего в тексте используются повторы?

    Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.

    Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.

    усиливают процесс наступления весны.

    Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз ( не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.

    Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector