Молодой журналист внимательно приглядывался
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры (1) и (2) если подмечал что-нибудь странное и необычное (3) записывал всё в особую тетрадку (4) чтобы потом использовать в своих рассказах.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Новый сосед внимательно приглядывался к жителям коммунальной квартиры и, если подмечал что-нибудь странное и необычное, записывал всё в особую тетрадку, чтобы потом использовать в своих рассказах.
На месте цифры 1 запятая не ставится, так как союз И соединяет однородные сказуемые ПРИГЛЯДЫВАЛСЯ и ЗАПИСЫВАЛ.
Запятые 2 и 3 выделяют придаточное предложение «если подмечал что-нибудь странное и необычное».
Запятая 4 выделяет придаточное предложение «чтобы потом использовать в своих рассказах».
Запятые должны стоять на местах 2, 3 и 4.
ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ
В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.
Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:
1) на уровне простого предложения:
– понимание, того, что предложения без основы не бывает;
– знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)
– понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.
2) на уровне сложноподчинённого предложения:
– умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;
– умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;
– умение видеть указательные слова в главном
– умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.
3) на уровне сложносочинённого предложения:
– умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.
4) на уровне всего предложения в целом:
– умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.
Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.
Запятая не ставится при однородных членах, соединённых неповторяющимся союзом И/ИЛИ
Деревья скрипят и стонут . Хозяева угощали нас щами да ржаными лепёшками .
Запятая ставится при однородных членах, соединённых союзами А /НО
Ученик пишет быстро , но неаккуратно . Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, отделяются друг от друга запятыми:
Шелестят зелёные серёжки , и горят серебряные росы .
По ночам в городе стало темнее , а днём пахло огурцами и бензиновым дымком.
Придаточные предложения отделяются от главного запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с обеих сторон.
(Если б вместо Надежды был у меня сын), при каком условии [я не думал бы], о чём? (что будет со мною nод старость).
При последовательном подчинении могут оказаться рядом подчинительные союзы или союзные слова (ЧТО и ЕСЛИ, ЧТО и КОГДА, КОТОРЫЙ и ЕСЛИ и т. д.). В этом случае запятая не ставится, если после придаточного 2 степени идёт вторая часть союза (то или так), например:
[Деревья так теснятся друг к другу], (что (если умрёт вековая сосна), то некуда ей упасть).
[Деревья так теснятся друг к другу], (что, (если умрёт вековая сосна), некуда ей упасть).
Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др. ), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:
[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]
[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].
[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце]. [Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем—либо писать ТО (НО. ), либо ставить запятую.
Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.
[Утверждают](1) что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)(2) и (3) (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)( 4) когда? то сами убедились (5) в чём? (насколько правы были очевидцы).1. Выделяем основы.
1- Утверждают (односоставное, сказуемое)
2- карнавалы восхищают и завораживают
4- сами убедились
5- правы очевидцы
2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.
3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.
(что бразильские карнавалы восхищают и завораживают)
(когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту)
(насколько правы были очевидцы).
4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.
[Утверждают] что? (что бразильские карнавалы восхищают и завораживают). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что— = и = ).Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.
[то сами убедились] когда? (когда мы впервые увидели его неповторимую яркую красоту) [сами убедились] в чём? (насколько правы были очевидцы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.(когда — = ), [то— = ], (насколько — = ) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.
1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.
Схема: |[ = ], (что— = и = )|, и |(когда — = ), [то— = ], (насколько — = )|
Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.
![]() |
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 |
в сложном предложении с разными видами связи
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Весной того года я окончил лицей (1) и (2) когда приехал из Москвы (3) просто поражён был (4) как изменился наш угрюмый дом.
По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом (1) и (2) если учесть разницу между новым и старым стилем (3) то дней на десять раньше (4) когда в природе ещё везде царил зелёный цвет.
Молодой журналист внимательно приглядывался к жителям северной деревни (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в статьях и очерках.
В тот день мы позавтракали втроём (1) и (2) когда подали вишнёвый кисель (3) сестра капризно сказала (4) что десерт невкусный.
5. В воображении писателя теснились самые разные замыслы (1) и (2) если он усилием воли заставлял себя останавливаться на чем-то одном (3) то он опять забывал (4) каким должно быть начало.
Птиц не было слышно (1) потому что они не поют в часы зноя (2) и в застывшем лесу (4) стояла тишина.
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
в сложном предложении с разными видами связи
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. Мальчишки побежали в рощу (1) и (2) когда увидели там это странное зрелище (3) не испугались (4) а засмеялись.
2. Лещинский побежал за ними (1) и (2) когда был уже близко (3) услышал другой выстрел (4) раздавшийся справа.
3. Все знают (1) что (2) как только появляется первый луч солнца (3) происходит (4) какое-то странное преображение вокруг (5) и становится легко на душе.
4. С вёсел капали голубые капли (1) и (2) когда они падали в море (3) то на месте их падения ненадолго вспыхивало голубое пятнышко.
5. Тигр держится там (1) где гуще заросли (2) и (3) где достаточно корма.
6. Когда колонна (1) уже почти вся прошла мимо Серпилина (2) он вспомнил (3) что (4) когда она ещё только строилась (5) ему бросился в глаза очень высокий правофланговый боец.
7.Капитан дал команду зайти в ближайший порт (1) и (2) когда корабль зашёл в Суджик (3) то все вздохнули с облегчением.
в сложном предложении с разными видами связи
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
1. Слепой знал (1) что в комнату смотрит солнце (2) и что (3) если протянет руку в окно (4) то с кустов посыплется роса.
2. Кажется (1) что (2) если вглядеться в аквамарин (3) то увидишь тихое море (4) с водой цвета звезд.
3.Вода в круглых окнах-колодцах казалось неподвижной (1) но (2) если приглядеться (3) то можно было увидеть (4) как из глубины оконцев всё время поднимается тихая струя (5) и в ней вертятся сухие листики брусники.
4. Рядом с тобой всегда люди (1) и (2) даже если тебе очень одиноко (3) ты не сомневайся в том (4) что кто-то сможет выслушать и понять тебя.
5. Чаще думай о других (1) и (2) даже если тебе сейчас нелегко (3) ты не забывай о том (4) что кому-то может потребоваться твоё участие.
6. Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг.
7.Отец сам занимался воспитанием своей дочери (1) и (2) чтобы развить в ней главные добродедавал ей уроки музыки и живописи (4) и распределял всё её свободное время.
в сложном предложении с разными видами связи
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Для археологии важны вещественные источники (1) и (2) даже если они спрятаны в земле (3) они всё равно составляют основной разряд памятников (4) исследованием которых занимается эта наука.
2. Она увидела (1) что храбрость и гордое самолюбие принадлежат не только одному сословию (2) и с тех пор (3) стала оказывать молодому учителю уважение (4) которое час от часу становилось заметнее для окружающих.
В задании А 26 бывает еще одна трудность: пунктуация перед союзом И.
Сравним два предложения и определим, в каком из них перед союзом И ставится запятая, а в каком нет (знаки препинания не расставлены):
• Молодой писатель внимательно приглядывался к окружающим людям (1) и (2) если подмечал что-нибудь интересное (3) записывал свои наблюдения (4) чтобы затем использовать их в своих книгах.
• В тот день мы ужинали вчетвером (1) и (2) когда подали десерт (3) девочка капризно сказала (4) что вишневый компот невкусный.
В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые («приглядывался» и «записывал»), поэтому на месте цифры 1 запятая не ставится. На месте цифры 2 мы поставим запятую: это стык союзов И+ЕСЛИ, при втором союзе ЕСЛИ нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 также ставятся запятые, как на границе главной и придаточной части.
Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.
Во втором предложении союз И соединяет два простых предложения в составе сложного (первая грамматическая основа: «мы ужинали», вторая грамматическая основа: «девочка сказала»), поэтому на месте цифры 1 ставится запятая. На месте цифры 2 также следует поставить запятую: это стык союзов И+КОГДА, при втором союзе КОГДА нет продолжения в виде слова ТО. На месте цифр 3 и 4 тоже должны быть запятые, как на границе главной и придаточной части.
Итак, правильный ответ: 1, 2, 3, 4.
Для выполнения задания А26 используйте следующий алгоритм:
1. Обозначьте в предложении грамматические основы.
2. Определите границы простых предложений в составе сложной синтаксической конструкции.
3. Посмотрите, как эти предложения связаны между собой.
4. Выясните, присутствует ли в предложении союз И, и в случае его наличия в предложении определите, что он соединяет:
• если союз И соединяет однородные члены, то перед ним не ставится запятая;
• если союз И соединяет простые предложения, то перед ним ставится запятая;
5. Установите, есть ли в сложной синтаксической конструкции стык союзов, и в случае наличия определите, имеется ли при втором союзе продолжение (через одно простое предложение) в виде слов ТО, НО:
• если у второго союза нет продолжения в виде слов ТО, НО и др., запятая ставится на стыке двух союзов;
• если у второго союза есть продолжение в виде слов ТО, НО и др., запятая не ставится на стыке двух союзов.
6. Найдите границы между главной и придаточной частью и на их месте поставьте запятые.
Образец применения алгоритма при выполнении задания А26:
Расставьте знаки препинания в следующем предложении:
Летом прошлого года я окончил институт (1) и (2) когда приехал из Петербурга (3) просто поражен был (4) как изменился наш город.
Это сложноподчиненное предложение, состоящее из главной части («Летом прошлого года я окончил институт и просто поражен был») и двух придаточных («когда приехал из Петербурга», «как изменился наш город»).
B этой сложной синтаксической конструкции наблюдается параллельное подчинение придаточных предложений к главному.
Придаточное времени присоединяется при помощи союза КОГДА, а придаточное изъяснительное связано с главным посредством союзного слова КАК.
Перед союзом И, на месте цифры 1, запятая не ставится, так как союз Исоединяет однородные члены: «окончил ипоражен был».
На месте цифры 2 запятая необходима: это стык союзов И + КОГДА, при втором союзе КОГДАнет продолжения в виде слова ТО.
На месте цифр 2, 4 запятые ставятся как на границе главной и придаточной части.
Итак, правильный ответ: 2, 3, 4.
ЗАДАНИЕ № А 27
Формулировка задания:
Ветер может обладать большой разрушительной силой. Это объясняется тем, что молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и чем с большей скоростью они движутся, тем сильнее удар. Поэтому ветры и ураганы могут поднимать шторм на море, выкорчёвывать с корнями деревья, сносить крыши с домов.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1)Ветер способен нанести большой ущерб: выкорчевать деревья, снести крыши домов.
2)Разрушительная сила ветра обусловлена большой скоростью движения молекул воздуха, ударяющихся на своём пути о различные препятствия.
3)Молекулы воздуха ударяются о предметы, которые стоят на их пути, и поэтому дует ветер.
4)Когда воздух неподвижен, мы его не чувствуем, но ветры и ураганы способны принести большие разрушения.
Правильный ответ: 2
Что требуется от учеников при выполнении этого задания:
Это задание состоит из большого текста научного стиля и вариантов предложений, в одном из которых верно передана главная информация, содержащаяся в тексте. Учащимся необходимо провести смысловой анализ исходного текста, выделить ключевые слова в нем, проследить причинно – следственные связи между частями и выбрать предложение, в котором заключена главная информация текста. Так проверяется умение выпускников адекватно понимать основную и дополнительную, явную и скрытую информацию письменного сообщения, используя приёмы сжатия текста.
Алгоритм выполнения задания А27:
1.Выделите в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания того вопроса, который затрагивается в данном тексте; обратите внимание на главную часть сложноподчиненных предложений.
2.Определите причинно-следственные отношения между предложениями в тексте, проанализировав союзы, союзные слова, вводные конструкции.
3.Сократите текст, вычеркнув второстепенную информацию (разного рода пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии, лексические повторы).
4.Передайте в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
5.Соотнесите свой вариант сжатия текста (свое предложение, передающее основную мысль) с вариантами ответов.
6.Выберите правильный вариант ответа.
Образец применения алгоритма при выполнении задания А27:
Тестовое задание:
В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей. Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу от : различных отраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи. Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия;
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.
Комментарий к выполнению задания А27:
• выделяем в каждом предложении ключевые слова, важные для понимания основной мысли текста:
1) В воздухе многих населенных пунктов с развитой промышленностью появилось значительное количество примесей.
2) Помимо газообразных загрязняющих веществ, в атмосферу различныхотраслей промышленности поступает значительное количество твердых частиц – пыли, дыма, сажи.
3) Загрязнители воздуха наносят тяжелый урон не только здоровью человека, и окружающей природе.
• определяем причинно-следственные отношения между предложениями:
Второе предложение уточняет, расширяет смысл первого предложения (состав примесей в атмосфере – газообразные и твердые примеси). Обращаем внимание на роль градационного сочинительного союза не только, но и в 3-м предложении.
• отсекаем второстепенную информацию: пояснения, детали, описания незначительных фактов комментарии.
В воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью много газообразных и твердых примесей. Загрязнители воздуха наносят урон не только здоровью человека, но и окружающей природе.
• передаем в одном предложении главную информацию, которая содержится в тексте.
Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровью человека, но и окружающей среде.
• соотносим свой вариант («Загрязняющие вещества различного характера в городах с развитой промышленностью наносят вред не только здоровьючеловека, но и окружающей среде».) с предложенными вариантами ответов,
1) Главным источником загрязнения воздуха являются промышленные предприятия.
2) Газообразные и твердые примеси, содержащиеся в воздухе населенных пунктов с развитой промышленностью, наносят вред природе и человеку.
3) Хозяйственная деятельность человека оказывает значительное влияние на атмосферу.
4) Примеси, загрязняющие атмосферу, могут быть газообразными и твердыми.
Правильный ответ: 2
ЗАДАНИЕ № А 28
Текст № 1
(1)Большинство людей представляет себе счастье очень конкретно: две комнаты – счастье, три – большое счастье, четыре – просто мечта. (2)Или красивая внешность: хоть каждый знает о «не родись красивой. », однако в глубине души мы твердо верим, что при ином соотношении объемов талии и бедер наша жизнь могла бы сложиться иначе.
(3)Желания могут исполниться. (4) Всегда остается надежда если не на стройные бедра, то хотя бы на лишнюю комнату, а если очень повезет – то и на дом с видом на море. (5)Но если наши дома и фигура вообще не имеют отношения к ощущению полного блаженства? (6)Что если в каждом из нас с рождения заложена большая или меньшая способность к счастью, как музыкальный слух или математические способности?
(7)Именно к такому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей после проведенного им десятилетнего исследования, охватившего около 5000 человек. (8)В начале и конце опыта участникам предлагалось рассказать о событиях своей жизни и дать характеристику себе самим. Улыбчивы ли они или угрюмы? (10)Видят они стакан наполовину полным или наполовину пустым?
(11)Поразительно, но степень удовлетворенности собственной жизнью была почти одинаковой в начале и в конце исследования, независимо от того, что происходило в жизни его участников. (12)Люди радовались, огорчались, скорбели, однако по прошествии времени возвращались к исходной точке. (13)Уровень счастья каждого человека был связан в основном с его личностью, а не с обстоятельствами жизни.
(14)Тогда эту неуловимую постоянную решили измерить. (15)Психолог Ричард Дэвидсон использовал специальную технологию – позитронно-эмиссионную томографию – для измерения нейронной активности мозга в разных состояниях. (16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга – левой префронтальной зоны, которая ассоциируется с положительными эмоциями. (17)Активность этой зоны – показатель на удивление постоянный: ученые проводили измерения с промежутком до 7 лет, и уровень активности оставался прежним. (18)Это значит, что некоторые люди буквально рождаются счастливыми. (19)У них желания сбываются чаще, и даже если этого не происходит, они не зацикливаются на неудачах, а находят в ситуации светлые стороны.
(20)Но как быть тем, чья левая префронтальная зона не так активна? (21)Обидно жить и знать, что даже хрустальный дворец на тропическом острове не принесет тебе счастья! (22)К чему тогда все усилия? (23)3ачем делать карьеру и строить дома, сидеть на диете и шить наряды, если количество счастья отмерено тебе уже при рождении и не изменится ни на йоту.
(По Н. Коршуновой)
Формулировка задания:к какому выводу пришел психолог Роберт Мак-Крей?
1) Способность быть счастливым обусловлена генетически.
2) Красивая внешность и материальный достаток позволяют человеку ощущать себя счастливым.
3) Энергичные люди находят в любой ситуации светлые стороны.
4) Левая префронтальная зона головного мозга ассоциируется с положительными эмоциями.
Как видите, задание А28 связано непосредственно с текстом. Чтобы найти ответ на заданный вопрос, нужно,
во-первых, внимательно прочитать текст,
во-вторых, пристально рассмотреть каждый предлагаемый ответ.
Обратимся к первому варианту ответа: в тексте ничего не говорится о генетической обусловленности, следовательно, ответа такого не может быть.
Заявленный тезис во втором варианте ответа прямо противоположен тому, что утверждает автор в самом тексте, значит, данный ответ тоже неверен.
Предлагаемый третий ответ содержит лишь часть верной информации.
И, наконец, именно четвертый ответ является верным и соответствует содержанию текста:
(16)Оказалось, что люди от природы энергичные, энтузиасты и оптимисты имеют высокую активность определенной области коры головного мозга – левой префронтальной зоны рая ассоциируется с положительными эмоциями.
Что требуется от учеников:
Знание темы: «Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста».
Задание А28 проверяет умение выпускника понимать все виды информации, заложенной в исходном тексте, поэтому вопросы к нему очень разнообразны:
• Какое название отражает основную проблему текста?
• Какое из высказываний верно отражает замысел автора текста?
• В каком предложении говорится об отношении автора к герою (проблеме, событию и т.п.)?
• Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 35?
• К какому выводу пришел автор текста?
• Укажите номер предложения, после которого в тексте должно следовать данное высказывание.
• Какое из данных высказываний не отражает содержание текста?
Для выполнения задания А28 используйте следующий алгоритм:
• внимательно и вдумчиво прочитайте текст;
• найдите в нём подтверждения или опровержения того или иного высказывания
• выберите правильный ответ.
Примечание:
Помните, что в одном из четырех вариантов ответа есть своеобразная подсказка, надо только ее найти.
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы