Монгольские инструменты музыкальные название

Монгольские музыкальные инструменты представлены различными, в основном, традиционными музыкальными инструментами ранней и современной Монголии. В список не входят западные инструменты, такие, как труба, фортепиано или скрипка, которые хотя и распространены в стране, но их происхождение явно не монгольское.

Содержание

История [ править | править код ]

Начиная с VI века до н. э. известно, что древние монголы играли на струнных инструментах. Самым древним инструментом, вероятно, был цуур, изображённый на стене пещеры в IV или III тысячелетии до нашей эры. Другие инструменты были переняты у соседних или покорённых стран (например, во времена государства Хунну и Монгольской империи) и изменены. До революции 1911 года, некоторые инструменты были ограничены для дворян или для использования в церемониях в монастырях. На таком инструменте, как ятга, обычным людям не позволялось иметь более восьми струн. Только при ханском дворе можно было играть на одиннадцати- или двенадцатиструнных инструментах.

В отличие от большинства народов, монголы ограничились четырьмя инструментами для исполнения народной музыки и других выступлений: моринхур, хуучир, топшур и цуур. В настоящее время топшур заменяют чанзом.

В наше время некоторые инструменты были модернизированы. Так, появилась 21-струнная ятга (добавлено порядка 10 струн), у моринхура заменили струны и корпус. Существуют различные контексты, где используются монгольские инструменты, но в целом, в настоящее время нет никаких ограничений относительно того, кто и на каких инструментах может что-либо играть.

Список монгольских музыкальных инструментов [ править | править код ]

Большинство из этих инструментов были изменены в 1940-х и 1960-х годах, для стандартизации в социалистический период в Монголии и во время культурной революции в Китае. Это означает, что многие инструменты имеют «осовремененные» формы, различные материалы и детали.

К примеру, традиционный моринхур был обтянут кожей сверху и снизу, и звук выходил из отверстий по бокам. После он получил простой деревянный корпус. У традиционных ятга было от 8 до 13 струн (в Корее есть похожий инструмент, струны которого изготовлены из конского волоса); в настоящее время такие струны редкость, распространены нейлоновые и стальные струны.

Щипковые струнные музыкальные инструменты [ править | править код ]

  • Чанз — трёхструнный щипковый инструмент, широко распространенный в Азии. В Японии известен как сямисэн, в Китае как саньсянь, в Монголии так же известен как шударга.
  • Топшур (монг. ᠲᠣᠪᠰᠢᠭᠤᠷ Tobshuur; халха диалект: товшуур; кит. 托布秀尔 ) — двуструнный щипковый инструмент, некогда популярный у ойратов.

  • Ятаг — монгольская щипковая цитра.
  • Специальный ятаг (монг. ᠶᠠᠲᠤᠭ᠎ᠠ ) — как правило ятаг, имеющий 21 или 23 струны. Предназначен для концертов.
  • Обычный, малый ятаг (монг. ᠶᠠᠲᠤᠭ᠎ᠠ ) — историческая форма ятага, в основном, имеет 11—15 струн и меньшие размеры.

Струнные смычковые музыкальные инструменты [ править | править код ]

  • Моринхур (монг. Морин хуур ) — национальный инструмент Монголии, является типичным монгольским струнно-смычковым инструментом. Основные части моринхура изготовляются из дерева. Гриф имеет форму лошадиной головы. Звук похож на скрипку или виолончель. Струны изготовляют из засушенных сухожилий оленей и горных баранов. Известным исполнителем на инструменте является Чи Булаг.
  • Игил хур (монг. Игил хуур ) — вариант моринхура, используемый в Туве, на Алтае и в Урянхае. Также известен как Чоор.
  • Их хур — (монг. Их хуур ) — дву- или трёхструнный инструмент
  • Хучир — (монг. Хуучир ) — двуструнный инструмент
Читайте также:  Макрос на левую кнопку мыши x7

Ударные музыкальные инструменты [ править | править код ]

  • Ёчин — (монг. Ёчин ) — струнный музыкальный инструмент, наподобие цимбал. В Китае известен как янцинь.
  • Гонг
  • большой металлический гонг, известный как там-там.
  • 9 небольших гонгов на раме.
  • монастырский барабан.
  • оркестровый барабан.

Духовые музыкальные инструменты [ править | править код ]

  • Бурэ — (монг. Бүрээ ) — духовой инструмент наподобие кларнета.
  • Эвэр бурэ — (монг. Эвэр бүрээ ) — духовой рог.
  • Баялаг бурэ — (монг. Баялаг бүрээ ) — кларнет.
  • Хидин бурэ — (монг. Хиидиин бүрээ ) — длинный альпийский рог.
  • Лимбэ — (монг. лимбэ ) — духовой инструмент наподобие флейты.
  • Цуур — (монг. цуур ) — духовой инструмент наподобие флейты, изготовляют в основном из светлого дерева, бамбука или тростника и некоторых других трав, плечевой кости — (монг. мөрийн яс ) или ракушек.
  • Жанры [ править | править код ]

    • Короткая песня — (монг. Богино дуу ) — небольшие ансамбли исполняют песню на различных классических инструментах, в том числе и в современном стиле.
    • Протяжная песня — (монг. уртын дуу ) — только под аккомпанемент моринхура.
    • Биелгээ, бий — в повседневности исполняется в юртах на моринхуре.
    • Татлага — исполняется на струнных инструментах.
    • Ульгэр, магтал, домог — (монг. үлгэр, магтаал, домог ) — легенды, народные сказки, с исполнением только под моринхур или хучир. Наиболее часто исполняемая магтаал — «Хухуу Намжил», легенда о создании моринхура.
    • Еруул — (монг. Ерөөл ) — в основном исполняется без инструментов, иногда под моринхур.
    • Современная духовная музыка.

    Между 1926 и 1990 годами предпринимались попытки организовать оркестры. Большие оркестры в истории Монголии не были известны, но сегодня они не менее популярны, чем небольшие ансамбли. Многие музыкальные произведения существуют для разных танцевальных мероприятий.

    Стандартный монгольский ансамбль имеет: 17 чанзов, 14 ятагов, 11 моринхуров, 5 ёчинов, 2 иххура, 1 треугольник, 7 хучиров, 1 гонг, 2 барабана, 1 монастырская труба, 2 больших и 6 малых флейт, 6 бурэ, 2 эвэрбурэ.

    Современные композиторы: Шарав, Нацагийн Жанцанноров, Чулуун, Б. Наранбаатар

    Связанные понятия

    Кыл-кубыз (башк. ҡыл ҡумыҙ, һыҙма ҡумыҙ ) — старинный тюркский струнный смычковый инструмент, в древности бытовавший среди башкирского народа. Имел родственную связь со скрипкой, от которой он отличался спецификой пользования.

    О реке на Северном Кавказе см. КаверзеКо́бза́ — украинский лютнеподобный струнный щипковый музыкальный инструмент с 4 (и более) парными струнами. Кобза состоит из корпуса и грифа, на грифе расположены 8—10 навязных ладов, с помощью которых на каждой струне можно получить звуки хроматической гаммы. Также были инструменты без ладов.

    Монгольский музыкальный инструмент морин-хуур по решению ЮНЕСКО получил в 2005 году сертификат об утверждении монгольского-монгольского национального инструмента морин хуур в качестве сокровищницы культурного наследия человечества.

    Читайте также:  Мельница для муки отзывы

    Марин хуур – один из символов монгольского культурного единства. По преданию., у самого Чингис-хана был свой собственный золотой хуур, который он любил, как ревнивый муж любит свою жену, и был готов казнить любого из своих приближенных, кто посмел бы разлучить Чингис-хана с его «скрипкой».

    Морин хуур (монг. морин хуур, бурятск. моринхур), буквально «инструмент с лошадиной головой») — струнный смычковый музыкальный инструмент монгольского происхождения, распространён в Монголии, регионально на севере Китая (в первую очередь район Внутренняя Монголия) и России (в Бурятии, Туве, Иркутской области и Забайкальском крае). Морин хуур – это двухструнный смычковый музыкальный инструмент монголов. Название морин хуура состоит из монгольских слов: мо-рин – лошадь, и хуур – струна, голос.

    Головка грифа морин хуура традиционно изготавливается в виде головы лошади. Звук инструмента в монгольской поэзии сравнивается с лошадиным ржанием или с дуновением ветра в степи; в некоторых композициях звук инструмента имитирует ржание. С глубокой древности морин хуур используется для сопровождения протяжных и героико-эпических песен, танцев, а также как сольный инструмент. Каждая сольная или танцевальная пьеса для морин хуура, как правило, привязана к длинному сказанию, сюжет которого изображается при игре на нем.

    Имеет четырёхугольный трапециевидный корпус с кожаной верхней декой и деревянной нижней, снабжённой фигурными резонаторными отверстиями. В XX веке стали появляться инструменты и с цельнодеревянным, как у европейских струнных инструментов, корпусом и с f-образными (как у скрипки) резонаторными отверстиями в верхней деке. Безладовая шейка увенчивается фигурной головкой в виде головы лошади (монгольск. морь – лошадь морин-лошадиный), на которой крепятся два деревянных колка. Длина всего инструмента — 100—110 см.

    На шейку натягиваются две струны из конского волоса: «мужская», изготавливаемая из 130 волосков из хвоста жеребца и «женская», на которую идёт 105 волосков из хвоста кобылы. Струны настраиваются в кварту, хотя в старину, по-видимому, настраивались в квинту. Смычок деревянный, дугообразный, со свободно подвешенным пучком конского волоса.

    Звукоизвлечение флажолетное, без прижимания струн к грифу. На морин хууре играют сидя, зажав трапециевидный корпус между двумя коленями и держа гриф под острым углом почти вертикально вверх. Струны зажимаются между фалангами указательного и среднего пальцев левой руки, либо между ногтем мизинца и подушечкой безымянного пальца левой руки. Большой палец служит для поддержки шейки инструмента и для зажатия струн не используется. Смычок держат в правой руке, при этом пучок конского волоса на смычке зажимается ладонью, что позволяет регулировать силу его натяжения во время игры и, таким образом, варьировать тембр инструмента.

    Как правило, это мужской инструмент, широко использующийся как для сольного исполнения, так и для аккомпанирования. Особенно важен для аккомпанирования при исполнении уртын дуу и эпических сказаний. В монастырской музыке не использовался.

    Одна из монгольских легенд приписывает изобретение инструмента мальчику по имени Сухэ. После того, как злой хан убил любимую белую лошадь Сухэ, дух лошади явился к мальчику во сне и велел ему сделать себе музыкальный инструмент из её тела, чтобы Сухэ и его лошадь по-прежнему оставались неразлучны. Согласно легенде, Сухэ создал первый морин хуур (матоуцинь), изготовив гриф из лошадиной кости, струны из конского волоса, обтянув деревянный корпус конской шкурой и вырезав головку грифа в форме лошадиной головы. Китайские исследователи предполагают происхождение морин хуура от цзициня — древнего струнного инструмента, некогда распространённого на северо-востоке Китая.

    Читайте также:  Модернизация компьютера на дому

    Существует и другая легенда о происхождении морин хуура: Жил на свете богатырь, у которого был крылатый конь, и никто не мог победить его в бою. Однако враги дождались, пока герой и его конь заснут, и отрубили коню крылья. Крылатый конь погиб, и в память о нем богатырь сделал из его волоса, шкуры и костей первый морин хуур. Он заиграл на новорожденном инструменте, и в его звуках вновь услышал голос любимого скакуна. Эта история о создании морин хуура широко известна благодаря сольной пьесе, которая исполняется на морин хууре. В ней как бы рассказывается, от мелодии к мелодии, этот сюжет. По ходу этой пьесы искусный музыкант с легкостью воспроизводит на морин хууре сложнейшие оттенки конского ржания.

    Смычковые инструменты в целом очень поздно вошли в быт оседлых народов, поскольку использование конского волоса (как и шкуры) предполагало, что даже у простого музыканта есть свой собственный конь (а в средневековье такое было возможно только у кочевых народов). Китайцы, народ с долгой памятью, неспроста считают:, что все их смычковые инструменты пришли от кочевников. Вместе с этим, морин хуур, по мнению ряда исследователей, является если не прямым предком, то «двоюродным прадедом» современных европейских смычковых инструментов, которые появились в Европе только в позднем средневековье. Это родство сохранилось в том, что морин хуур «по максимуму» изготовляется из конских волос, костей и жил (а таков был идеальный морин хуур древности), а скигаса и другие «европейские инструменты» сохранили смычок из конского волоса. Старые скрипичные мастера Европы украшали свои инструменты «восточным» символом Бесконечного Пути. А изготовленный же без спешки морин хуур богато украшается орнаментом улъдзин, магическая функция которого – наделить музыканта и слушателей долголетием.

    В Европу морин хуур первым привёз Марко Поло, который получил его в подарок в 1275 во время посещения Шанду — «летней столицы» династии Юань.

    Морин хуур широко используется в современных монгольских национальных оркестрах. В Китае, морин хуур называют матоуцинь, что означает инструмент с конской головой. Современный морин хуур, как правило, изготовляется без использования конской шкуры для деки, целиком из дерева, с резонансными отверстиями как на европейской виолончели. У алтайцев в дополнение к морин хууру есть родственный инструмент икили, у тувинцев игил или игиль, у хакасов — ыых. В Индии есть родственный инструмент рабанастр и другие. В китайской музыке широко применяется ещё один двуструнный смычковый инструмент эрху.

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector