Монгольский музыкальный инструмент во рту

Варган
Пример звучания
Классификация Язычковый самозвучащий инструмент
Медиафайлы на Викискладе

Варга́н (возм. от старослав. варга — рот [1] [2] [3] [4] , или греч. όργανον , органон — ин­ст­ру­мент [5] [6] [2] [1] ) — музыкальный инструмент в виде свободно колеблющегося в проёме рамки язычка, приводимого в движение пальцем или дёрганием за нитку [1] .

Инструмент устанавливают в области рта. Ротовая полость и глотка, а также носовая полость и нижние дыхательные пути служат резонатором [7] , усиливающим громкость. Управляя работой артикуляционного аппарата и дыхания изменяют тембр звучания варгана за счёт усиления тех или иных обертонов в его звуковом спектре, при этом основной тон звучит постоянным бурдоном [8] .

Содержание

История [ править | править код ]

Издавна варган был распространён в Азии и Океании (кроме Ближнего Востока) [6] . Древнейший экземпляр 3—1 века до н. э. найден в Монголии на месте стоянки народа хунну [2] . В Латинскую и Северную Америку варган попал во времена их колонизации с конца XVI [2] — XVII веке [6] и активно использовался в товарном обмене [2] .

В Европе варган стал известен в начале второго тысячелетия. В России самым старым инструментом является варган XIII века, найденный на территории Великого Новгорода. В европейской профессиональной музыке варган использовался в конце XVIII — начале XIX века [6] . Австрийский композитор Иоганн Альбрехтсбергер в 1765 году написал семь концертов для варгана, мандолы и струнных. Трактуя австрийскую народную музыку в современной светской манере, он создал выдающиеся и необычные по звучанию музыкальные произведения [ источник не указан 287 дней ] .

В белорусском городе Друцке найден варган XII века [9] , на территории Великого Новгорода — шесть варганов XIII—XV века [10] . В центральную Россию варган предположительно попал из Польши [11] через Украину (Малороссию) [2] .

Конструкция [ править | править код ]

Пластинчатые [6] — в виде продолговатой пластинки с вырезанным в ней язычком. Материалы изготовления: дерево, бамбук, тростник [1] , кость, металл. Распространены среди народов Северной, Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии и Океании [2] .

На некоторых пластинчатых варганах язычок дёргают за привязанную к его основанию нитку: один из варганов башкир (агас кубыз [12] ), варган айнов (муккури [2] ), один из варганов нивхов (тыф канга [13] ), костяной варган манси [14] (томран [2] ), варган с острова Бали (генггонг [15] ).

Стержневые [6] — состоят из двух соединённых металлических частей: рамки и язычка с крючком для защипывания. Рамка варгана состоит из дугообразной части и двух дек, между которыми находится рабочая часть язычка.

Варганы разных народов [ править | править код ]

  • Гопуз – туркменский варган.
  • Ооз-комуз – кыргызский варган.
  • Кубыз — башкирский и татарский варган.
  • Дан мой — пластинчатый латунный варган некоторых народов Вьетнама.

Всего известно более тысячи национальных названий варгана [16] .

На территории России варган распространён у народов Северной Азии (кроме эскимосов, юкагиров, нганасанов, энцов и ненцов) [2] , у народов Поволжья [17] (марийцы, удмурты, чуваши и коми-зыряне [18] ), в Башкортостане и Татарстане (см. кубыз), в Республике Алтай, Тыве и Хакасии. Пластинчатые варганы используются у народов Чукотки, Камчатки, Сахалина, Югры, района Среднего Енисея, Центральной Сибири (эвенки и эвены), у западных (ханты, манси, кеты, селькупы) и восточных народов Северной Азии (якуты, чукчи, кереки, коряки, ительмены, южно-сахалинские айны, северо-сахалинские нивхи) [2] .

Читайте также:  Мигает экран при запуске windows 7

Один из важнейших традиционных инструментов якутов, в прошлом использовавшийся шаманами [19] . Якуты (и долганы) в основном используют стержневый хомус (у долган называется барган) [2] . Также в Якутии известен пластинчатый хомус из лиственницы или кости [20] .

Челер комус — пластинчатый комус из тростника или бамбука с верёвкой для дёргания язычка. Использовался до начала XX века в Улаганском районе Республики Алтай. Темир комус — изготавливается из металла. Традиционный темир комус представляет собой пластинку с вырезом, в который устанавливается язычок с загибом на конце. Современный темир комус делается из стали или латуни и выглядит как типичный дугообразный варган [21] .

Дрымба укр. молд. рум.

Дрымба — стержневый варган, известный на Украине (особенно на Гуцульщине [22] ), в Молдавии и Румынии [23] . На западе Украины дрымба была единственным женским (в основном девичьим) инструментом [24] . В середине XX века дрымба ещё сохраняла некоторую популярность среди пастухов Закарпатской области [25] .

Морчанг (букв. ротовая арфа) — стержневый варган на севере Индии, морсингх — на юге. Морчанг хорошо сочетается с барабаном мридангой [26] . Более древние варганы представлены деревянными или бамбуковыми пластинчатыми экземплярами с ниткой: ассамский гагана (гангинна), раджастханский гхоралио. Варганы используются в ансамблях для ритмического сопровождения пения и танцев [27] .

Монгольские музыкальные инструменты представлены различными, в основном, традиционными музыкальными инструментами ранней и современной Монголии. В список не входят западные инструменты, такие, как труба, фортепиано или скрипка, которые хотя и распространены в стране, но их происхождение явно не монгольское.

Содержание

История [ править | править код ]

Начиная с VI века до н. э. известно, что древние монголы играли на струнных инструментах. Самым древним инструментом, вероятно, был цуур, изображённый на стене пещеры в IV или III тысячелетии до нашей эры. Другие инструменты были переняты у соседних или покорённых стран (например, во времена государства Хунну и Монгольской империи) и изменены. До революции 1911 года, некоторые инструменты были ограничены для дворян или для использования в церемониях в монастырях. На таком инструменте, как ятга, обычным людям не позволялось иметь более восьми струн. Только при ханском дворе можно было играть на одиннадцати- или двенадцатиструнных инструментах.

В отличие от большинства народов, монголы ограничились четырьмя инструментами для исполнения народной музыки и других выступлений: моринхур, хуучир, топшур и цуур. В настоящее время топшур заменяют чанзом.

В наше время некоторые инструменты были модернизированы. Так, появилась 21-струнная ятга (добавлено порядка 10 струн), у моринхура заменили струны и корпус. Существуют различные контексты, где используются монгольские инструменты, но в целом, в настоящее время нет никаких ограничений относительно того, кто и на каких инструментах может что-либо играть.

Список монгольских музыкальных инструментов [ править | править код ]

Большинство из этих инструментов были изменены в 1940-х и 1960-х годах, для стандартизации в социалистический период в Монголии и во время культурной революции в Китае. Это означает, что многие инструменты имеют «осовремененные» формы, различные материалы и детали.

К примеру, традиционный моринхур был обтянут кожей сверху и снизу, и звук выходил из отверстий по бокам. После он получил простой деревянный корпус. У традиционных ятга было от 8 до 13 струн (в Корее есть похожий инструмент, струны которого изготовлены из конского волоса); в настоящее время такие струны редкость, распространены нейлоновые и стальные струны.

Щипковые струнные музыкальные инструменты [ править | править код ]

  • Чанз — трёхструнный щипковый инструмент, широко распространенный в Азии. В Японии известен как сямисэн, в Китае как саньсянь, в Монголии так же известен как шударга.
  • Топшур (монг. ᠲᠣᠪᠰᠢᠭᠤᠷ Tobshuur; халха диалект: товшуур; кит. 托布秀尔 ) — двуструнный щипковый инструмент, некогда популярный у ойратов.
Читайте также:  Лучшие товары из китая для авто

  • Ятаг — монгольская щипковая цитра.
  • Специальный ятаг (монг. ᠶᠠᠲᠤᠭ᠎ᠠ ) — как правило ятаг, имеющий 21 или 23 струны. Предназначен для концертов.
  • Обычный, малый ятаг (монг. ᠶᠠᠲᠤᠭ᠎ᠠ ) — историческая форма ятага, в основном, имеет 11—15 струн и меньшие размеры.

Струнные смычковые музыкальные инструменты [ править | править код ]

  • Моринхур (монг. Морин хуур ) — национальный инструмент Монголии, является типичным монгольским струнно-смычковым инструментом. Основные части моринхура изготовляются из дерева. Гриф имеет форму лошадиной головы. Звук похож на скрипку или виолончель. Струны изготовляют из засушенных сухожилий оленей и горных баранов. Известным исполнителем на инструменте является Чи Булаг.
  • Игил хур (монг. Игил хуур ) — вариант моринхура, используемый в Туве, на Алтае и в Урянхае. Также известен как Чоор.
  • Их хур — (монг. Их хуур ) — дву- или трёхструнный инструмент
  • Хучир — (монг. Хуучир ) — двуструнный инструмент

Ударные музыкальные инструменты [ править | править код ]

  • Ёчин — (монг. Ёчин ) — струнный музыкальный инструмент, наподобие цимбал. В Китае известен как янцинь.
  • Гонг
  • большой металлический гонг, известный как там-там.
  • 9 небольших гонгов на раме.
  • монастырский барабан.
  • оркестровый барабан.

Духовые музыкальные инструменты [ править | править код ]

  • Бурэ — (монг. Бүрээ ) — духовой инструмент наподобие кларнета.
  • Эвэр бурэ — (монг. Эвэр бүрээ ) — духовой рог.
  • Баялаг бурэ — (монг. Баялаг бүрээ ) — кларнет.
  • Хидин бурэ — (монг. Хиидиин бүрээ ) — длинный альпийский рог.
  • Лимбэ — (монг. лимбэ ) — духовой инструмент наподобие флейты.
  • Цуур — (монг. цуур ) — духовой инструмент наподобие флейты, изготовляют в основном из светлого дерева, бамбука или тростника и некоторых других трав, плечевой кости — (монг. мөрийн яс ) или ракушек.
  • Жанры [ править | править код ]

    • Короткая песня — (монг. Богино дуу ) — небольшие ансамбли исполняют песню на различных классических инструментах, в том числе и в современном стиле.
    • Протяжная песня — (монг. уртын дуу ) — только под аккомпанемент моринхура.
    • Биелгээ, бий — в повседневности исполняется в юртах на моринхуре.
    • Татлага — исполняется на струнных инструментах.
    • Ульгэр, магтал, домог — (монг. үлгэр, магтаал, домог ) — легенды, народные сказки, с исполнением только под моринхур или хучир. Наиболее часто исполняемая магтаал — «Хухуу Намжил», легенда о создании моринхура.
    • Еруул — (монг. Ерөөл ) — в основном исполняется без инструментов, иногда под моринхур.
    • Современная духовная музыка.

    Между 1926 и 1990 годами предпринимались попытки организовать оркестры. Большие оркестры в истории Монголии не были известны, но сегодня они не менее популярны, чем небольшие ансамбли. Многие музыкальные произведения существуют для разных танцевальных мероприятий.

    Стандартный монгольский ансамбль имеет: 17 чанзов, 14 ятагов, 11 моринхуров, 5 ёчинов, 2 иххура, 1 треугольник, 7 хучиров, 1 гонг, 2 барабана, 1 монастырская труба, 2 больших и 6 малых флейт, 6 бурэ, 2 эвэрбурэ.

    Современные композиторы: Шарав, Нацагийн Жанцанноров, Чулуун, Б. Наранбаатар

    Варган / Хомуз / Кубыз / Зубатка / Дрымба

    Варган (от лат. "organum", греч. "organon" – музыкальный инструмент) распространен по всему миру, имеет множество модификаций и больше сорока различных названий.

    Наиболее употребимые названия варгана: комуз (на Алтае), хомус (в Якутии), дрымба (на Украине, в Беларуси), кубыз (в Башкирии), зубанка (в России), шон-кобыз (в Казахстане), темир-комуз (в Киргизии, где слово "темир", что значит железо, отличает варган от струнного инструмента комуза). *

    В Америке варган называют "еврейская лира"Jew’s harp (Jew harp, Jew’s harp, Juice harp). На самом деле, сами американцы не могут объяснить, почему варган – и вдруг еврейский. Связи с евреями у этого инструмента нет никакой. Большинство музыковедов считают это слово ошибкой в словаре 19 века. Скорей всего, в названии имелась в виду Jaws harp – челюстная лира.

    Читайте также:  Может ли модуль равняться отрицательному числу

    В разных странах варган называют: Gewgaw в Британии, Maultrommel (маультроммель, ротовой барабанчик) в Германии, Mukkuri или Koukin в Японии, Kumbing или kubing на Филиппинах, Scacciapensieri в Италии, Munnharpa или Munnharpe в Норвегии, Guimbarde во Франции, Genggong в Бали, Dan Moi во Вьетнаме, Kou Xiang в Китае.

    До появления в человеческой культуре металла варганы делали из кости и дерева, но они достаточно хрупкие. С появлением первых кузниц варганы стали делать из металла. Тем не менее, в восточных культурах до сих пор встречаются деревянные модификации варгана. Деревянные варганы до сих пор широко распространены в Киргизии, Башкирии, Японии, Монголии и островах Океании.

    Самое раннее упоминание о варгане найдено на древних римских фресках – изображение древнего оркестра включает человека, который явно играет на варгане. В России варганы особенно распространены в Якутии, Туве, на Алтае. Очень популярен варган на Западной Украине, в Беларуси, Молдове.

    Вибрации варгана могут вызвать состояние легкого контролируемого транса. Эта особенность варгана широко используется в шаманских практиках, как древних, так и современных.

    Выделяют два типа варганов – пластинчатый и дугообразный. Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную, реже – металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки.

    Дугообразные варганы выковываются из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. С помощью варгана можно извлечь только одну ноту, но очень широко варьировать тембровую окраску звука. Наиболее выразительным в этом плане считается якутский варган.

    Варган состоит из неподвижного корпуса и колеблющегося язычка. Корпус имеет форму камертона с рукояткой и дужками, между которыми проходит язычок. Все вместе образует колебательный контур с системой резонаторов. Колебания создаются путем дергания язычка. Они передаются на корпус, его дужки, а через них – на верхнюю и нижнюю челюсти музыканта. Ротовая полость и легкие играют роль высоко- и низкочастотных резонаторов.

    Варган был очень популярен и на Руси, причем играли на нем здесь преимущественно женщины.

    Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за его тесной связи с шаманизмом. Несмотря на это, старшие поколения сумели сохранить традиции игры на варгане и передать их своим детям и внукам.

    Варган был распространен и в Европе. В средние века молодые люди часто использовали этот инструмент в особых целях — например, для привлечения внимания прелестных девушек. В эпоху романтизма варган, с его экзотическим звучанием, завоевал светские салоны. Центром изготовления этого инструмента и игры на нем начиная со Средних веков считалась Австрия.

    В начале XIX века немецкий мастер И.Г. Шайблер создал на основе нескольких хомусов новый концертный инструмент и назвал его аура. Аура состояла из металлического диска с закрепленными на нем хомусами, создающими полный хроматический звукоряд. На ауре можно было играть очень сложные произведения из классического репертуара, но инструмент не прижился. Изобретение Фридриха Бушмана оказалось более удачным. В 1821 году этим берлинским мастером была сделана первая губная гармоника . В ее основе стоял ряд маленьких варганов выстроенных по высоте звучания. Чуть позже губную гармонику снабжают мехами для подачи воздуха и получают аккордеон и баян. После распространения этих инструментов, варган в странах Европы окончательно забывают

    Cамый крупный в мире музей хомузов существует в Якутске, Саха.

    Видео пример игры на варгане, хомусе, комузе, зубатке, дрымбе в композиции Токэ-Ча:

    Читайте также:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Adblock detector