Мониторы для сведения и мастеринга

Содержание

форум гитаристов

Для тяжёлой музыкуи только Quested VS2108, но цена раза в четыре выше:_(

Ох. ну это просто разные процессы, требующие разного мониторинга.

например, микс можно сделать даже на NS-10MS, у которых нет низа , и верх

дырявый и середина не ровная, но зато отлично передаёт микродинамику, что позволяет сделать

правильный баланс инструментов.

А во время мастеринга необходим прецезионный контроль всего спектра сигнала

от 20Гц до 20кГц, потому как малейший перекос по спектру ведёт к потере естественности звучания и

уровня субъективной громкости, и борьба здесь идёт за каждую 0.1 дб. И поскольку в природе таких

как наше восприятие устроено так ,что как только всё звучит правильно , оно звучит практически

одинаково на всех мониторах.

Для сведения тяжёлой драйвовой энергичной музыки дешевле S 7. я к сожалению ничего не знаю. -(

А попытки привыкнуть к менее правильным мониторам обычно приводит к ломке ушей:-(

Да сейчас куча предложений по мастерингу on-line и цены приемлимые, на выбор.

Поверьте это гооораздо дешевле, чем затевать это самому, тем более, что это практически

совсем другая специализация, и уж точно после сессии микса тяжёлой музыки нереально её

Выбор и сравнение студийных мониторов для сведения и мастеринга

Всем привет. При выборе студийных мониторов у нас возникает много вопросов. Какие мониторы лучше купить, а какие не стоит покупать. Большие или по меньше? По дороже или по дешевле? По мощнее или по слабее? Ну и т.д.

На некоторые вопросы надо обращать внимание и знать на них ответ. Вот например: от размера комнаты необходимо учитывать и размер колонок. Если же комната маленькая, то большие колонки ни к чему так как, вас просто напросто будет разрывать от звука. Появится много отражений и стоячих волн. Для такой комнаты подойдут маленькие мониторы.

Также нужно учитывать и качество выходящего звука (частотный диапазон). Это тоже играет большую роль при сведении ваших треков.

Вот нашел интересное видео с хорошим разбором.

Выбор студийных мониторов – практические советы и рекомендации для начинающих

Вы создаете свою музыку на компьютере и в один прекрасный момент подошли к тому, что вы хотите оборудовать небольшую домашнюю студию. Самое первое, что вам необходимо приобрести, это звуковая карта и студийные мониторы. Как выбрать звуковую карту – эта тема для отдельной статьи, в этой мы поговорим о выборе студийных мониторов.

Для чего нужны студийные мониторы? Ответ на этот вопрос очень прост – для честного звука!

Любая домашняя акустика или наушники приукрашивают звук, накладывают на него свой окрас. При записи и сведении музыки самый главный параметр – честность выдаваемого акустической системой звука. Студийные мониторы призваны для передачи максимально честного звука? слышимого во всем частотном диапазоне. Естественно, абсолютной честности добиться очень сложно, т.к. одни и те же мониторы будут по-разному звучать с разными звуковыми картами. К тому же, разные мониторы по разному передают ту или иную часть частотного диапазона, у каких-то лучше выражена середина, у каких-то низы и т.д. Поэтому главная задача при выборе студийных мониторов, это подобрать те мониторы, которые лучше будут отображать тот частотный диапазон, в котором больше звучит ваша музыка.

Начнем с того, что студийные мониторы бывают пассивными и активными.

Пассивные мониторы – это мониторы без встроенного усилителя, который вам придется докупать. Сразу оговоримся, хорошие пассивные мониторы это дорогие мониторы. Более-менее приличная пара пассивных мониторов будет стоить около 120 тысяч рублей (на лето года), плюс, вам потребуется приобрести к ним соответствующий по качеству усилитель. Наша статья, прежде всего, служит пособием для начинающих музыкантов, и мы не будем говорить о пассивных студийных мониторах.

Активные мониторы – это самые популярные и самые часто используемые мониторы в домашних условиях.

К ним не нужно докупать усилитель, как в случае с пассивными мониторами, и у вас не будет проблем с выбором усилителя, т.к. это также огромное дело. Вся оставшаяся часть нашей статьи, будет идти об активных студийных мониторах .

Студийные мониторы бывают трех видов – ближнего, среднего и дальнего поля.

Последние два используются на больших студиях звукозаписи, как правило, на таких мониторах работают с записями оркестра, прослушивают композиции и альбомы целиком, для получения представлений об общей картине альбома и готовят записи к финалу, т.е. к выпуску на носителях.

Студийные мониторы среднего и дальнего поля, требуют специально подготовленного помещения, причем достаточно большого по размерам. В домашних условиях, такие мониторы использовать невозможно. Стоимость таких мониторов, как правило, очень высока.

Студийные мониторы ближнего поля – это самая популярная разновидность мониторов. Такие мониторы используются и на профессиональных студиях для основной работы и на небольших домашних студиях звукозаписи.

Как определить тип студийного монитора? Очень просто, все студийные мониторы до 8 дюймов, это мониторы ближнего поля.

Перед поездкой в магазин или перед тем, как заказать доставку в нашем интернет магазине студийных мониторов, обязательно подготовьте место для расположения мониторов. Идеальным расположением студийных мониторов в домашних условиях, является расположение равносторонним треугольником с длинной каждой его стороны 1.5. метра. Таким расположением вы добьётесь максимального раскрытия луча и будете слышать весь частотный диапазон выдаваемый мониторами.

У разных мониторов фазоинвертор может быть расположен на передней или задней части корпуса. Обязательно обращайте на это внимание, т.к. если фазоинвертор расположен на задней части корпуса, необходимо располагать мониторы на удалении от стены, примерно на 30-40 см.

Последним штрихом станет настройка высоты расположения мониторов относительно ваших ушей. Старайтесь, чтобы мониторы располагались в одной плоскости с вашей головой. Если во время использования вы будете слышать нехватку высоких частот, значит высокочастотный твитер расположен слишком высоко. Попробуйте расположить в вертикальном положении мониторы, так высокочастотный твитер окажется на одной плоскости с вашими ушами и это выровняет ситуацию.

Так как все мониторы немного отличаются друг от друга, лучше всего поэкспериментировать с их расположением, отталкиваясь от стандартного расположения.

После установки в стандартное положение, попробуйте отодвинуться назад или же наоборот приблизиться к мониторам. прослушивая какой-либо знакомый вам трек. Таким же образом попробуйте приподниматься или наоборот опускаться на разном удалении. Так вы сможете определить наилучшее расположение мониторов.

Как мы писали выше, все студийные мониторы отличаются друг от друга по своей частотной характеристике. Давайте рассмотрим на примере некоторых фирм производителей и их моделей, для какого стиля музыки подойдут те или иные студийные мониторы.

Начнем с двух одних из самых бюджетных моделей активных студийных мониторов: JBL LSR305 и JBL LSR308. Это двухполосные активные мониторы, отличающиеся между собой размером низкочастотного динамика (5 дюймов у 305 и 8 дюймов у 308). Данные модели примечательны тем, что компания JBL использовала в данных моделях, технологии волновода факела от моделей высокого класса. Данная технология призвана более точно и правильно контролировать вертикальное и горизонтальное рассеивание высоких частот. Вторая особенность данных мониторов – фазоинвертор Slip Stream. Он предназначен для снижения шума, благодаря своей конусовидной форме.

В звуке мониторов ярко выражены средние частоты, достаточно неплохие низы и верха. Данные мониторы подойдут для тяжелых стилей музыки, поп-рока и поп-музыки.

Вторая модель, о которой хотим рассказать, является самой покупаемой и популярной моделью в мире. Активные двухполосные студийные мониторы KRK RP6G3. Такая популярность была достигнута за счет высокого качества материалов, из которых изготовлены мониторы, и достаточно низкой цены.

KRK RP6G3 очень хорошо передают низкие и верхние частоты.

Низкие частоты особенная гордость данных мониторов. Благодаря фазоинвертору, расположенному на лицевой стороне корпуса, низкие частоты имеют существенное расширение. Также такое расположение фазоинвертора позволяет расположить мониторы вплотную у стены.

Главный минус KRK RP6G3 – огромная нехватка средних частот, поэтому данная модель плохо подходит для тяжелой музыки. Лучше всего эта модель подойдет для электронной музыки, рэпа и дабстепа.

Если же вы ищите студийные мониторы для тяжёлой музыки в той же ценовой категории, что и KRK RP6G3. обратите свое внимание на активные двухполосные мониторы Yamaha HS7. Эта модель является самой популярной и продаваемой в Скандинавских странах и Финляндии. Ну а где же еще, как не в странах, где есть государственная программа по поддержке и развитию тяжелой музыки.

Yamaha HS7 – это плотная и насыщенная середина, упругий бас, и яркий верх. Что еще нужно рок-музыканту.

Наконец мы расскажем сразу о двух моделях от разных фирм. Это одни из самых лучших по соотношению цена качество студийных мониторов.

Adam A7X и Genelec 8040 – это профессиональные студийные мониторы, выбрав любую модель, вы можете быть уверены в правильности своего выбор.

Из нашего опыта можем сказать лишь, что A7X чаще выбирают рок-музыканты, поп-рок и поп музыканты. Genelec полюбились рэп-исполнителям, дабстеп и электронным музыкантам. Также Genelec часто используют для работы с озвучиванием фильмов, работы с оркестром и людям, работающим с компьютерными играми. Таким образом, Genelec представляют большую универсальность по сравнению с A7X, но и стоимость Genelec 8040 существенно выше.

Мы надеемся, что наша статья помогла вам сделать правильный выбор студийных мониторов. Наши менеджеры всегда готовы дать более детальный ответ по каждой конкретной интересующей вас модели студийных мониторов.

29.07. Автор: Максим Потапов

Контрольная комната дома (бюджетная комната для сведения/мастеринга/проджект студии)

Всем доброго времени суток. Хотел бы поделиться с теми, кому интересно своим опытом в проектировании и реализации контрольной комнаты (комнаты для сведения). Всё, что будет описано ниже, было реализовано мной лично, как сам проект, так и его воплощение.

Читайте также:  Лучшие программы для перевода текста

Для начала хотел бы пояснить, для тех кто не в курсе, для чего нужна контрольная комната при сведении и мастеринге. Дело в том, что качество финального продукта (сведённого трека) зависит не только от звукорежиссёра/продюссера/битмейкера и т.д. но так же от того оборудования, на котором он работает, а именно контрольных мониторов. головных телефонов (наушников). и, естественно, остального тракта (звуковая карта /коммутация /DSP плата и прочее). Кроме всего вышеперечисленного далеко не последнюю роль в работе играет само помещение. в котором производится работа с материалом. У каждого помещения, не зависимо от его размеров и формы, существуют свои резонансы, причём формирование кривой АЧХ неизменно связано с полежением слушателя в этом пространстве, то есть в каждой отдельной точке пространства АЧХ будет изменяться. Вывод, который можно сделать из вышесказанного: для начала нужно определиться с местом прослушивания. Как это реализовать? Всё не так уж сложно, если возможности позволяют сделать в комнате перестановку, и подстроить всё под себя. Для начала нужно определиться вдоль какой стены будут расположены мониторы(колонки). Вдоль короткой или вдоль длинной? Сразу же скажу что речь идёт о прямоугольном помещении.

Перейдя по ссылке вы увидите онлайн калькуляторы, с помощью которых можно рассчитать те или другие параметры. В моём случае мониторная линия распологается вдоль короткой стены, и выглядит это примерно так

Для того чтобы рассчитать в каких именно местах должны распологаться мониторы, можно воспользоваться несколькими способами: субьективным и объективным. в первом случае – это определение оптимального расположения на слух. основываясь на личном слуховом опыте, при использовании эталонных записей, проще говоря, выбираем пару тройку треков, идеально звучащих на ваш взгляд, и поэтапно передвигаем мониторы в пределах комнаты, перемещаясь от места к месту, и найдя зону оптимального на ваш взгляд звучания останавливаемся.

Второй способ сложней, и в большинстве случаев эффективней, для его реализации нам понадобится: линейка(лучше строительная рулетка), измерительный микрофон(подойдёт любой качественный конденсаторный микрофон, имеющий диаграмму направленности круг), программа RoomEQ Wizard. онлайн калькуляторы с сайта acoustic.ua и много терпения.

Измеряем свою комнату, вводим данные – получаем результаты. Получив координаты мест расположения мониторов, обязательно стоит учесть расположение их по высоте и угол их поворота. В лучшем случае драйверы мониторов (высокочастотные динамики) должны располагаться на уровне ушей слушателя, а сами мониторы должны быть направлены строго в точку прослушивания, тем самым образуя равнобедренный треудольник с углами 60 градусов.

Теперь, определившись с расположением мониторов, можно приступить к дальнейшей работе над комнатой, следующий пункт – площадки первичных отражений(это те площадки, на стенах/полу и потолке) на которые звук попадает быстрее всего, кроме ушей слушателя, и соответственно, отражаясь от них, при этом обретая новые свойства попадает так же в уши слушателя.Не стоит недооценивать важность этих мест в комнате, если оставить их незатронутыми, мы рискуем испортить локализацию звука на месте прослушивания. Для расчёта мест расположения площадок первичных отражений можно воспользоваться следующим калькулятором

www.acoustic.ua/forms/calculator4.html. Для покрытия этих площадок чаще всего пользуются акустическим поролоном, в моём случае был использован материал фирмы ауралекс, а так же наш отечественный, заказаный на сайте

porolon555.ru. по себе могу сказать, что отечественный поролон не уступает по качеству ауралекс, но стоит при этом в разы дешевле. Кроме площадок ранних отражений я бы мог порекомендовать использование басовых ловушек(опять же в целях экономии можно из поролона), использование басовых ловушек поможет выравнять АЧХ комнаты в нижнем частотном диапазоне.

create-music.ru/40-philip-newell-project-studios.html ), можно приступить к измерениям, тут нам понадобится микрофон и софт RoomEQ Wizard .

Ставим микрофон в место прослушивания и проводим измерения, в моём случае АЧХ комнаты в месте прослушивания оказалось примерно таким:

В идеале эта кривая должна быть максимально прямой =). Так как я пытался реализовать контрольную комнату у себя в квартире и больших средств в этот проект не вкладывал, а результата хотелось достичь максимально хорошего, пришлось воспользоваться компенсационным эквалайзером, задача которого максимально выравнять АЧХ в месте прослушивания, для большего комфорта в работе и достижения лучших результатов. Суть действия компенсационного эквалайзера слудует из названия – компенсировать недостатки комнаты прослушивания посредством эквализации, грубо говоря этот эквалайзер инвертирует АЧХ комнаты, тем самым выравнивая погрешности. Эквалайзер может быть как железным , так и софтовым(как собственно и в моём случае, я использовал apEQ ). В программе RoomEQ Wizard присутствует возможность получить координаты погрешностей АЧХ, такие как частота, уровень и добротность, и сохранить их в текстовый файл, после чего можно применить их в любом эквалайзере. Как именно получить эти данные, думаю вы догадаетесь сами, google вам в помощь, друзья=)

У меня получились такие вот настройки эквалайзера:

После того как данные внесены в эквалайзер, стоит провести контрольный замер и увидеть как изменилась АЧХ, в идеальном случае получится практически прямая линия, что является залогом успеха в данном слкчае. Измерения производятся с применением розового шума, что даёт максимально точные объективгные параметры. В моём случае всё получилось более чем успешно, и я доволен результатом, как это всё выглядит в итоге, можно посмотреть на этих фото:

Надеюсь я кому-то помог и открыл для вас что-то новое.

Источники: http://www.musicforums.ru/studiosound_arc/1220422501.html, http://bigsong.ru/kurs-fl-studio/raznoe/vbor-i-sravnenie-studiynh-monitorov-dlya-svedeniya-i-masteringa.html, http://3live.ru/articles/vybor-studiynykh-monitorov-prakticheskie-sovety-i-rekomendatsii-dlya-nachinayushchikh/, http://beatmaker.tv/article/kontroljnaya_komnata_doma__byudzhetnaya_komnata_dlya_svedeniya_masteringa_prodzhekt_studii_

Микрофон Для Компьютера С Шумоподавлением

микрофон для компьютера с шумоподавлениемPlantronics .Audio 300 – аналоговый микрофон для компьютераВопрос менеджеруМикрофон Plantronics .Audio™ 300 оснащен системой шумоподавления, которая .

Выбираем студийные мониторы правильно.

Выбор студийных мониторов — важный момент при проектировании домашней студии. Несмотря на акустику самого помещения, именно мониторы формируют конечное звучание студии звукозаписи. Для всех начинающих музыкантов, которые выбирают оборудование для своей студии звукозаписи, редакция SAMESOUND.RU рассказывает, как выбрать студийные мониторы и на что обратить внимание при выборе.

Музыка в наушниках звучит отлично — их конструкция изолирует нас от внешнего мира. Мы слышим звук без влияния окружающей среды: нет никаких рефлексий и призвуков помещения, левый канал отчетливо слышен строго в левом ухе, правый — в правом.

В отличие от наушников, мониторы предлагают другой опыт: на сигнал влияют особенности окружения, сигналы с двух сторон смешиваются между собой, уши слышат оба канала сразу. К тому же разные мониторы дают разную картину звука. Неправильный выбор системы мониторинга (без учета особенностей самой студии) приведет к тому, что вы не сможете добиться лучших результатов во время работы.

Такие изменения в звучании напоминают нам, что музыку слушают через самые разные устройства, поэтому полагаться только на наушники при сведении не стоит. Чтобы ответить на вопрос, как выбрать студийные мониторы, и понять, какую модель стоит купить в свою студию, нужно разобраться в терминах и нескольких важных вещах.

Строение студийных мониторов

Все внутренности студийного монитора находятся в корпусе — кабинете. Кабинеты изготавливают из разных материалов: в зависимости от модели, это может быть дерево, пластик, ДСП или даже металл.

Студийные мониторы обычно оснащаются двумя независимыми драйверами или динамиками (спикерами). Динамики располагаются друг над другом, а системы с двумя спикерами называют двусторонними (англ. two-way).

Верхний спикер именуется твитером (англ. tweeter, пищалка). Твитер воспроизводит высокие частоты — все звуки, которые располагаются выше 2 кГц звучат отсюда. Пищалки изготавливаются из различных материалов, и обычно имеют форму купола или конуса.

Второй спикер называют вуфером (англ. woofer, НЧ-динамик) — это более крупный динамик, расположенный под твитером. Он отвечает за воспроизведение низких и средних частот — все звуки до 2 кГц звучат через него.

Некоторые модели студийных мониторов оснащаются третьим динамиком, отвечающим за средние частоты. Такие системы называют трехсторонними (англ. three-way) — каждый спикер здесь отвечает строго за свой диапазон частот: верх, середину и низ.

За динамиками установлен электромагнит, приводящий их в движение. Вибрация приводит окружающие магниты и динамики молекулы воздуха в движение, что создает звуковую волну — тот самый аудиосигнал, который мы слышим. Такое устройство позволяет спикерам воспроизвести любые, даже самые сложные звуковые сигналы.

Виды студийных мониторов

Студийные мониторы бывают нескольких видов:

  • Пассивные и активные;
  • Ближнего и дальнего поля;
  • Открытые и закрытые.

Разделение не строгое: мониторы всегда относятся сразу к нескольким видам. К примеру, существуют пассивные закрытые мониторы дальнего поля или активные открытые мониторы ближнего поля.

Пассивные и активные

Прежде чем поступивший на монитор звуковой сигнал пройдет через динамики, его нужно усилить. Сделать это можно двумя способами: пассивным и активным. В зависимости от используемого метода усиления, студийные мониторы делят на активные и пассивные.

Пассивные студийные мониторы нуждаются во внешнем усилителе, который обработает входной сигнал до того, как он попадет в монитор. Пройдя через усилитель, звуковой сигнал отправляется на электронику монитора, где проходит через ряд компонентов, именуемых кроссовер-сетью или просто кроссовером.

Эта сеть работает в качестве фильтра, разделяющего входной сигнал на несколько отдельных сигналов разной частоты. Так, в системах с двумя динамиками сигнал делится на две части: первая состоит только из высоких частот, вторая — из низких (средние частоты частично отправляются в твитер, частично в вуфер).

В отличие от пассивных систем, активные студийные мониторы не требуют внешнего усиления — все необходимые для этого компоненты уже установлены внутри кабинета. В моделях с двумя динамиками устанавливаются два усилителя для каждого спикера (такие системы называют би-амп), в моделях с тремя динамиками — три (такие системы называют три-амп).

В би-амп мониторах поступающий сигнал делится на два диапазона, каждый из которых усиливается независимо. В свою очередь в три-амп системах происходит деление и усиление трех сигналов разных диапазонов.

Именно в особенностях работы с сигналом и кроется отличие активных и пассивных студийных мониторов. Пассивные мониторы делят и рассылают по динамиками уже усиленный сигнал, активные мониторы делят исходный сырой сигнал, а затем независимо усиливают его перед отправкой в динамики.

Считается, что независимое усиление сигнала делает звучание мониторов точнее и сфокусированнее. По этой причине системы би-амп и три-амп зачастую звучат лучше одноусилительных сингл-амп систем в рамках одной ценовой категории.

Какие студийные мониторы выбрать: активные или пассивные?

Рассуждения о том, какие студийные мониторы лучше, активные или пассивные, не имеют смысла — и в той, и в другой категории хватает качественных и некачественных моделей. Большую часть рынка занимают именно активные модели, которые используются как в домашних, так и в профессиональных студиях. Это не значит, что пассивные системы не популярны — они просто используются реже.

Важно помнить, что при выборе акустики решающую роль играют уши. Если вам нравится звучание модели, то нет разницы, какие студийные мониторы купить. Никто не станет говорить, что вы ошиблись с выбором взяв пассивную или активную систему — главное, чтобы со звуком все было отлично.

Не стоит забывать, что на выбор студийных мониторов значительное влияние оказывает бюджет. Как уже отмечалось, пассивные системы требуют отдельного усилителя, покупка которого далеко не всегда укладывается в бюджет. Согласитесь, купить пару мониторов за 20 000 рублей, чтобы затем выяснить, что им нужен усилитель за еще 20 000 рублей совсем не круто.

Перед началом работы с пассивными мониторами нужно откалибровать усилитель так, чтобы он выдавал максимально качественное звучание через динамики. Какие бы крутые и дорогие компоненты вы не купили, неправильная настройка всей системы приведет к тому, что вы получите сильно искаженное звучание.

Читайте также:  Машиностроительная конфигурация компас 3d v17 как включить

В условиях ограниченности бюджета и пространства домашней студии, а также недостаточного опыта лучше купить активные студийные мониторы. Во-первых, вам не понадобится дополнительное оборудование для начала работы: достали из коробки, подключили и можно работать. Во-вторых, встроенные в активные системы усилители уже настроены так, чтобы выдавать максимально достойный звук.

Мониторы ближнего поля и мониторы дальнего поля

Звучание мониторов сильно зависит от расстояния от точки прослушивания — места, на котором звукорежиссер слушает материал. Производители учитывают этот момент, поэтому большинство современных моделей проектируются так, чтобы одинаково хорошо звучать на любом расстоянии. Тем не менее существует ряд нюансов которые стоит учесть перед тем, как выбрать студийные мониторы.

Мониторы ближнего поля обычно оснащаются динамиками меньшего размера и устанавливается довольно близко к слушателю (на расстоянии 60-90 см). При таком расположении уши получают более точную картину звука, с меньшим влиянием окружающей среды и пространства комнаты. Близкое расположение к слушателю минимизирует отражения звуковых волн, что пригодится при более тонкой работе: к примеру, выявлению мелких проблем в миксе наподобие щелчков или куликов.

В сравнении с моделями дальнего поля, студийные мониторы ближнего поля имеют более узкий динамический диапазон и звучат ближе к потребительским акустическим системам. Работая с ними, вы получаете аккуратно картину того, как музыка будет звучать при прослушивании через обычные потребительские наушники, динамики стереосистем или автомобильную акустику.

Мониторы дальнего поля оснащаются более крупными динамиками и устанавливаются по периметру комнаты на большом удалении от слушателя (около 3 м). Обычно их крепят на стену за студийном столом и микшерным пультом.

Мониторы дальнего поля позволяют услышать, как помещение изменяет звук. Пространство комнаты также влияет на звучание низких частот, чья звуковая волна становится длиннее. Появление дополнительного низа делает саунд мониторов более целостным и лучше подходящим для проверки баланса всего микса.

Вместе с этим увеличивается и количество отраженного от стен аудиосигнала. Комната начинает активнее резонировать, что не всегда положительно влияет на общую картину звука. По этой причине использование мониторов дальнего поля требует более продуманного акустического оформления комнаты с помощью диффузоров, звукопоглощающих панелей, басовых ловушек.

Какие студийные мониторы выбрать: ближнего или дальнего поля?

В условиях квартир мы ограничены в студийном пространстве. Иногда комнаты настолько малы, что покупка мониторов дальнего поля попросту не имеет смысла. К тому же звучание дальних систем зависит от акустики самой комнаты, поэтому их покупка неразрывно связана с тратами на акустической оформление помещения.

В таких условиях лучший выбор для домашней студии — это мониторы ближнего поля. Такие системы хорошо звучат в небольших помещениях даже при отсутствии дополнительного акустического оформления. Мониторы ближнего поля используются в студиях любого уровня и размера, а и профессионалы по всему миру полагаются на них не один десяток лет (те же Yamaha NS-10, вышедшие в 1980-х, до сих пор считаются настоящим стандартом в индустрии).

Открытые и закрытые студийные мониторы (с фазоинвертером и без него)

На кабинетах некоторых моделей студийных мониторов имеются специальные отверстия, которые называются портами. Наличие портов говорит о том, что в мониторе установлен фазоинвертор, расширяющий звучание системы в низкочастотном диапазоне. Студийные мониторы с фазоинвертером называют открытыми, без него — закрытыми.

Когда мы слушаем музыку, динамик монитора движется вперед и назад, при этом при обратном движении в кабинете создается дополнительное давление воздуха. Лишний воздух может негативно сказываться на звуке, поэтому для его рассеивания и снижения давления кабинеты оснащают отверстиями-портами, которые связаны с встроенным фазоинвертером.

Зарубежом мониторы с фазоинвертором принято называть «Ported Monitors», без него — «UnPorted Monitors». Иногда производители и продавцы вместо указания «Ported» в описании модели пишут о наличии у монитора системы «Bass Reflex System».

Фазоинвертор, представляющий собой специальную трубу, выполняет еще одну задачу — заставляет воздух внутри кабинета резонировать на частотах близких к тем, которые монитор не может воспроизвести. Такой резонанс расширяет динамический диапазон мониторов, позволяя им выдать больше низких частот в сравнении с обычной закрытой системой.

Наличие портов не означает, что мониторы звучат лучше. В противовес расширенному динамическому диапазону, закрытые мониторы обеспечивают более плотный низ. Не стоит также забывать, что дешевые открытые системы могут слишком сильно резонировать в портах, отчего звучание точно не станет лучше.

Какие студийные мониторы выбрать: открытые или закрытые?

Выбор в пользу открытой или закрытой системы зависит от двух вещей: личных предпочтений музыканта и особенностей помещения. С первым все довольно просто: нравится более широкий низ — берите открытые студийные мониторы, любите плотный бас — покупайте закрытые.

С особенностями помещения сложнее. Производители открытых систем часто помещают порты на заднюю стенку кабинета. Так как мониторы зачастую стоят рядом со стеной, выходящий из порта сигнал будет отражаться от стен и создавать неприятный резонанс, искажающий картину звука. Избежать резонанса можно, если расположить рабочее место и мониторы подальше от стен, но в квартирных условиях это не всегда возможно.

Решить проблему возникновения резонанса не меняя планировки студии можно несколькими методами:

  • Помещением звукопоглощающей панели за каждым монитором. Не обязательно покупать такую панель, ее можно сделать самому;
  • Покупкой открытой системы с портами на фронтальной стенке (например, ADAM A7X);
  • Покупкой качественной пары закрытых мониторов.

Расположение студийных мониторов

Расположение студийных мониторов оказывает большое влияние на итоговое звучание студии. Правильное расположение обеспечивает большую точность и аккуратность передачи звука.

Первое и самое главное правило — мониторы должны располагаться на высоте головы/ушей. Большинство подставок под мониторы регулируются по высоте, так что с этим проблем возникнуть не должно.

Мониторы ближнего поля должны быть установлены на специальных звукопоглощающих подставках на столе, или на стойках за столом. Установка мониторов на стол без подставки приведет к резонансу стола вместе с монитором, который усилит или ослабит определенные частоты, что сильно изменит реальную картину звука.

Изоляционные панели под мониторами минимизируют вибрации, передающиеся в стол, но не устранят их совсем. Поэтому, если позволяет место, мониторы лучше устанавливать на специальных стойках за столом: считается, что только так можно полностью устранить нежелательный резонанс. Тем не менее некачественные стойки могут передавать вибрации в пол, поэтому не экономьте на этом аксессуаре.

Студийные мониторы должны стоять на одинаковом расстоянии как между собой, так и от точки прослушивания. Голова звукорежиссера и два монитора должны образовать незримый равносторонний треугольник, при этом каждый монитор следует направить в сторону точки прослушивания.

Проектировать рабочее место в студии нужно напротив прямой стены, а не в углу комнаты — это минимизирует появление неприятных призвуков. В идеале, это должна быть одна из коротких стен помещения.

Точка прослушивания должна располагаться по центру комнаты, при этом расстояние от точки до стены должно в идеале составлять ⅓ от длины самой стены. Если точка прослушивания окажется ближе к стене, то сигнал из мониторов будет отражаться от стен слишком рано и усиливать низкие частоты, а это исказит общую картину звука.

К сожалению, спланировать рабочее место по всем правилам в условиях современных квартир не всегда возможно, придется идти на компромиссы. Тем не менее максимальное соблюдение этих правил обеспечит корректное воспроизведение частот по всему спектр, а также правильную стереокартину звука.

Больше информации о расположении мониторов и акустическому оформлению помещения можно узнать из этого видео:

Лучшие студийные мониторы для домашней студии звукозаписи в разных ценовых сегментах

Для домашней студии звукозаписи лучшим выбором станет пара активных студийных мониторов ближнего поля. Это может быть открытая или закрытая модель — здесь все зависит от ваших предпочтений.

Студийные мониторы для домашней студии можно условно (очень условно!) поделить на три ценовые категории:

  1. Бюджетные (до $200);
  2. Средней цены (в районе $200-300);
  3. Дорогие (больше $300).

В сравнении с бюджетным моделями, более дорогие студийные мониторы предлагают лучшую детализацию и аккуратность звучания, и более широкий динамический диапазон.

Лучшие студийные мониторы в бюджетном сегменте

Ждать нереальной точности и детализации в бюджетном сегменте не стоит. Тем не менее даже недорогие мониторы обеспечат лучшее качество звука и аккуратность передачи в сравнении с обычной потребительской акустикой.

Среди основных плюсов для тех, кто стеснен в средствах — бюджетные мониторы, в отличие от более дорогих моделей, зачастую продаются парами.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Из-за постоянно изменяющегося курса доллара, рублевая стоимость некоторых мониторов, о которых речь пойдет ниже, не подпадает под условно обозначенные нами ценовые категории.

M-Audio AV42

Стоимость: около $125
Стоимость в рублях: около 12 500 ₽ (пара)
Где купить: POP-MUSIC.RU

Бюджетная модель, которая станет отличным выбором в качестве первой системы мониторинга начинающего музыканта. О звучании сказать особо нечего — оно просто нормальное. Регуляторов подстройки звука нет, но это компенсируется качественной сборкой и ценой сразу за пару.

JBL 305P MKII

Стоимость: около $150
Стоимость в рублях: около 13 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Для своей цены JBL 305P MKII звучат достойно — картина ровная, без задранных или слишком слабых верхов, середины и низа. Детализация, аккуратность и точность также на уровне. Свою цену эти мониторы оправдывают на все 100% и будут лучшим выбором для тех, кто стеснен в средствах.

Лучшие студийные мониторы в среднем ценовом сегменте

Идеальное соотношение цены и качества. В сравнении с обычной акустикой или бюджетными моделями, качество звука и точность передачи у мониторов средней цены существенно выше. Деталей в звуке больше, диапазон частот шире, а само звучание — чище.

Yamaha HS5

Стоимость: около $200
Стоимость в рублях: около 12 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Yamaha HS5 — одни из самых популярных активных мониторов на рынке. Кому-то в звуке HS5 может не хватить низа, но в целом эти претензии не оправданы — общее качество звука здесь одно из лучших на рынке.

KRK Rokit 6 G3

Стоимость: около $220-230
Стоимость в рублях: около 16 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Такие модели как KRK Rokit 6 G3 обычно именуют крепкий середняк, и в этом нет ничего плохого. Мониторы предлагают качественную сборку, 6-дюймовый динамик и приятное звучание. Кому-то низкие частоты покажутся слабоватыми, а высокие задраными, но это не большая проблема — подстроить звук под свою студию можно регуляторами верха и низа на корпусе.

Лучшие студийные мониторы в верхнем ценовом сегменте

Когда мы выбираем студийные мониторы верхнего ценового сегмента, то здесь нет предела цены — все ограничивается только бюджетом. Дорогие модели оснащаются лучшими по качеству компонентами, а также предлагают высочайшую детализацию и аккуратность звучания.

Yamaha HS7

Стоимость: около $300
Стоимость в рублях: около 17 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Нейтральное звучание без приукрашивания, идеально выверенное количество низких частот и адекватная цена сделали Yamaha HS7 полноправным представителем списка «Лучшие студийные мониторы». Из минусов можно выделить только порты на задней стенке, из-за которых оптимально расположить мониторы в небольшой комнате будет сложно.

Yamaha HS8

Стоимость: около $350
Стоимость в рублях: около 20 000 ₽ за штуку
Где купить: POP-MUSIC.RU

Честный, ровный и точный звук, в котором не к чему придраться, делают HS8 лучшими студийными мониторами для любого стиля музыки. Лучшего варианта в высшем ценовом сегменте вы вряд ли найдете, поэтому тем, кто готов потратить около 40 000-60 000 рублей на систему мониторинга, стоит остановить свой выбор на Yamaha HS8.

Какие бы студийные мониторы вы не выбрали, они должны идеально вписываться в вашу студию. Помните, что не существует такого понятия как «лучшие студийные мониторы» — здесь все очень условно и зависит от множества факторов. Выбирайте то, что впишется в ваш бюджет, понравится вам по звучанию и подойдет вашей студии.

Читайте также:  Метод гаусса примеры с выбором главного элемента

С мониторингом и отслеживанием дефектов записи инструментов и вокала могут справиться и наушники. А вот адекватный музыкальный баланс при сведении и мастеринге возможно отстроить только на студийных мониторах. Опытные звукорежиссеры советуют использовать наушники лишь как «увеличительное стекло» для работы с отдельными фрагментами звукового полотна — формированием тембра, выявлением резонансов и т. п. Поэтому мониторы точно когда-нибудь понадобятся — это вопрос времени.

Lansing Monitor System 500 — первый коммерческий студийный монитор 1937 года

Обычная акустика и Hi-Fi системы в качестве мониторов не подойдут — они созданы, чтобы сделать прослушивание музыки наиболее приятным. Амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) намеренно сделана неровной — как правило, присутствует небольшой подъем на низких и высоких частотах. За счет этого бас начинает звучать плотнее, вокал и тарелки — «прозрачнее» и объемнее.

Студийные мониторы должны выдавать достоверный звук, чтобы распознать дефекты. Следовательно, в мониторах должна быть ровная АЧХ без провалов и пиков.

АЧХ Hi-Fi акустики Microlab Solo 6C (слева, виден подъем на низких и высоких частотах) и студийных мониторов KRK Rokit Powered 5 (справа, АЧХ более ровная)

Важная деталь: обычные колонки и Hi-fi системы продаются комплектом, а студийные мониторы — часто поштучно. Для большинства задач потребуется пара мониторов. Нечетное количество используется для работы с многоканальным звуком, например, в фильмах.

Виды студийных мониторов

Чтобы «раскачать» большие динамики мониторов, нужен усилитель. В активные мониторы он уже встроен — остается соединить их с источником звука и подключить к розетке. Пассивные мониторы обычно дешевле активных, но идут без усилителя — его придется докупать отдельно и подбирать под параметры аудиосистемы, а его стоимость может быть сопоставима с еще одним монитором. При этом выигрыш в качестве звучания новички могут не заметить. Для комфортной работы со звуком в домашней студии на начальном этапе достаточно встроенного усилителя.

Усилитель активного монитора Yamaha HS8

Мониторы ближнего поля устанавливаются в небольших помещениях (как правило, до 40 кв.м.) на расстоянии 60–90 см от слушателя. Они обеспечивают наилучший контроль средних и высоких частот. Мониторы среднего и дальнего поля ставят в помещениях покрупнее, на расстоянии нескольких метров от звукоинженера. Их применяют для тонкого выстраивания панорамы, проверки звучания трека на «большой» концертной акустике и при мастеринге для работы с нюансами звучания, прежде всего — в области баса и саб-баса. Дело в том, что частотный интервал звуковой волны — это результат деления скорости звука в воздухе (331 м/с) на определенную частоту. Таким образом, частотный интервал для 100 Гц (это диапазон баса и бочки) — 3,3 метра, для 50 Гц (саб-бас, который больше ощущается, чем улавливается слухом) — почти 7 метров. Поэтому, чтобы звуковая картина ниже 100 Гц раскрылась полностью, нужно большое расстояние от монитора до слушателя.

Контрольная комната студии Power Station at BerkleeNYC. На микшерном пульте стоят мониторы ближнего поля Yamaha NS10M (горизонтально) и Genelec 1031AP (вертикально), к потолку прикреплены мониторы дальнего поля UREI 813C.

Домашние студии редко располагаются в помещении просторнее 40 кв.м., следовательно, активные мониторы ближнего поля — самый популярный вид мониторинга у большинства музыкантов и звукорежиссеров-любителей. Для контроля баса и саб-баса применяются наушники, сабвуферы, а также навык «ощущать» специфический бас небольших мониторов, который приходит с опытом.

Характеристики студийных мониторов

1. Размер вуфера

Современные студийные мониторы чаще всего состоят из двух динамиков. Тот, что крупнее, называется вуфер, он воспроизводит низкие и средние частоты. Твитер — помельче, играет высокие.

Вуферы мониторов ближнего поля бывают диаметром от 3 до 9 дюймов. Чем меньше площадь контрольной комнаты — тем меньше нужен диаметр вуфера, чтобы ее адекватно «подзвучить». Чем больше вуфер, тем ниже минимальная отметка диапазона воспроизводимых частот, но в маленькой комнате такой монитор может «бубнить» — длинным басовым волнам будет негде рассеиваться, и они начнут скапливаться по углам. Вместо детального и насыщенного баса получится каша. Для помещения площадью 25–30 кв.м. достаточно мониторов с диаметров вуфера 5–6 дюймов.

Размер вуфера нужно подбирать не только под помещение, но и под задачи. Для работы с речью — озвучка подкастов, роликов для ютуба, аудиокниг или уроков иностранного языка — будет достаточно моделей с динамиком от трех дюймов (например, MACKIE CR4 или M-Audio AV32), поскольку наш голос почти не содержит никакой полезной информации ниже 100 Гц.

Mackie CR4

В рок-музыке, для контроля записи живых инструментов и вокала или создания демо-записи, большой диаметр вуфера не нужен. Звукорежиссеры даже часто «отрезают» прямо на мастер-шине всё, что ниже 30–50 Гц — от инструментов здесь остается лишь бесполезное гудение. После удаления саб-баса получается более плотный и детальный бас, который в рок-музыке располагается где-то между 50 и 150 Гц. Для этого жанра подойдут мониторы, которые производят ровный и хорошо детализированный звук, например, Yamaha HS7.

Yamaha HS7W

Для целой плеяды жанров электронной музыки бас, саб-бас и бочка — сердце всего трека, любая «каша» в этой области недопустима. Поэтому размер вуфера и достоверность в проигрывании низких частот здесь решают всё. Хорошим вариантом будет KRK RP8G4WN с 8-дюймовым вуфером.

KRK RP8G4WN

2. Материал вуфера

Производители постоянно ищут наиболее легкий (чтобы двигался быстро) и твердый (чтобы не мялся при движении) материал для своих динамиков. Чаще всего применяется бумага, пропитанная специальным составом, и именно бумажные диффузоры считаются золотой серединой. Но встречаются и необычные материалы: кевлар, алюминий, углеродное волокно, полимеры и т. п. Полимерные диффузоры не любят за некое «отставание» при отыгрывании транзиентов (барабаны будут звучать мягко, мелкие детали будут сглаживаться). Кевларовые диффузоры — легкие, прочные и надежные, но требуют сложной системы кроссоверов, что удорожает конструкцию. И всегда стоит иметь в виду, что различия между разными материалами и конструкциями вуферов услышит далеко не каждый профессиональный звукорежиссер, не говоря о начинающих.

3. Фазоинвертор

При проигрывании музыки вуфер движется вперед-назад и создает избыточное давление в корпусе монитора. Поэтому в корпус добавляют фазоинвертор — специальную трубу, которая не только снижает давление внутри кабинета, но и заставляет воздух резонировать на ультранизких частотах. Это позволяет системе отыгрывать такие низкие частоты, которые вуфер без фазоинвертора просто не сможет воспроизвести.

Фазоинвертор может принимать разные формы, но всегда определяется безошибочно

Для домашней студии в небольшом помещении лучше подходят мониторы с фазоинверторами на лицевой панели — их можно поставить в 20–30 см от стены. Мониторы с задним расположением фазоинверторов нужно устанавливать минимум в метре от стены, иначе басовые частоты будут отражаться от нее, создавая гул и резонансы.

4. Нужен ли сабвуфер?

Сабвуфер расширяет басовую область воспроизводимых частот, но за это придется платить более строгой подготовкой помещения. Чаще всего «саб» представляет собой большую тяжелую коробку с огромным динамиком внутри, при движении которого начинает сотрясаться вся комната.

Сабвуфер внизу

Для настройки частоты среза — на которой «сдаются» мониторы и за дело берется сабвуфер — понадобится определенный опыт: неправильно выставленная частота приведет к гудению и резонансам. К тому же, стоимость сабвуфера эквивалентна стоимости еще одного монитора, и места он займет немало. С другой стороны, «саб» понадобится всего один — низкие частоты в большинстве записей панорамируют строго по центру, ведь человеческое ухо не различает положение источника сигнала частотой ниже 200 Гц.

5. АЧХ студийных мониторов

Для мониторов критично наличие ровной АЧХ без провалов и пиков. Как правило, на сайте производителя даны графики для всех моделей. Идеально ровной АЧХ не бывает, но нужно следить за тем, чтобы не было «горбов» и «ям» более 3–5 дБ в диапазоне 50–20000 Гц.

АЧХ мониторов Yamaha HS8. Виден спад в районе 50 Гц.

В частотах ниже 50 Гц мониторы ближнего поля имеют существенный спад, и это нормально, ведь их стихия — средние и высокие. Для сравнения, мониторы дальнего поля UREI 813 выдают ровную АЧХ в басовом диапазоне вплоть до 20 Гц, но «сдаются» в области высоких.

АЧХ мониторов UREI 813. Виден спад сразу после 10 кГц.

6. Настройки и типы подключения

Профессиональные студийные мониторы, как правило, оснащены балансными XLR и, опционально, небалансными TRS разъемами. Бюджетные мониторы «мультимедийного» типа могут дополнительно подключаться с помощью RCA «колокольчиков».

Часто на мониторах есть только регулятор громкости, но некоторые модели можно настраивать, чтобы лучше вписать монитор в помещение. Иногда это просто фильтры высоких и низких частот, но бывают и более продвинутые решения. Например, модель KRK Rokit 5 G4 оснащена полноценным цифровым эквалайзером с LCD-дисплеем, который позволит очень тонко настроить звучание мониторов. Более того, в комплекте идет приложение для смартфона, которое поможет правильно расположить мониторы и порекомендует настройки эквалайзера, созданные после анализа акустики помещения.

Эквалайзер на задней панели мониторов KRK Rokit 5 G4

Если в модели с большим вуфером есть настройка среза по низам — можно смело ставить ее в небольшую комнату, убрав лишние частоты. Для определенных задач их всегда можно вернуть обратно.

7. Мониторы и комната: как их подружить?

«Не существует мониторов, оптимальных для любых помещений». Philip Newell. Project Studios: A more professional approach ISBN-10: 0240515730 ISBN-13: 978-0240515731

Мониторы вместе со слушателем должны располагаться в комнате так, чтобы образовать правильный треугольник. Уши должны быть на уровне условной линии между твитером и вуфером. Для этого мониторы лучше расположить на стойках или специальных подставках.

Такое расположение мониторов формирует т. н. sweet spot — точку с наиболее полным звуком

Установка акустики вдоль короткой стены приведет к тому, что мониторы окажутся по углам — это способствует накоплению в углах лишнего баса. Расположение вдоль длинной стены, напротив, не позволит низкочастотным волнам «раскрыться». Например, если до противоположной стены расстояние будет 2,5 метра, то возникнут проблемы с восприятием частот ниже 150 Гц. Здесь нужно искать компромисс.

Акустическая подготовка помещения — большая отдельная тема, но вкратце: звуковую волну можно поглотить какой-нибудь мягкой пористой поверхностью, либо рассеять об поверхность с большим количеством углов и выступов.

“Неправильная” геометрия комнаты, поглощающие (перфорированные) и рассеивающие (диффузор Шредера) панели в студии Kraków University

В домашних условиях можно превратить в акустические панели обычную мебель. Мягкие кресла, диваны, открытые гардеробы с одеждой, расположенные по углам, сойдут за басовые ловушки. Книжные полки и стеллажи могут играть роль диффузоров — их неоднородная поверхность рассеивает звук. Плотные занавески в два слоя справятся с отражениями от окна. Чем меньше в комнате симметрии, чем больше различных выступов и рельефных поверхностей, тем меньше будет резонансов.

Даже профессиональные студии используют мебель для наилучшего поглощения и рассеивания звука

Заключение

При выборе мониторов стоит руководствоваться, прежде всего, собственными ушами. Запишите на флешку несколько любимых треков в наилучшем качестве, выберите в торговом зале несколько подходящих по типу и конструкции моделей и попросите их подключить. Даже в неподготовленном помещении хорошие мониторы позволят почувствовать в знакомых записях новые оттенки, звуки и детали.

Студийные мониторы на собственных записях могут поначалу звучать «невкусно», ведь они делают очевидными многие ошибки, которые новички допускают при работе со звуком. Мониторы отыгрывают материал как есть, без прикрас. Поначалу к такому звучанию привыкнуть сложно, но именно так звучит достоверность.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector