Моно и стерео режимы

Человеческое стремление к объемам проявилось задолго до появления видеоэффектов 3D — в звуковой сфере. На заре звукозаписи, когда не было не только цифровой аппаратуры, но и даже магнитных лент, работа со стереозвуком уже была реальностью. Правда, до середины прошлого века она имела вид экспериментов, и широкое распространение стереосистемы начали получать только к шестидесятым годам. Сегодня стереозвук для абсолютного большинства потребителей представляется естественным благом, а монозвучание аудиотехники — редкостью и игрушкой для профессионалов.

Определение

Моно, или монофония, представляет собой одноканальную запись звука (и, соответственно, его воспроизведение).

Стерео, или стереофония — двухканальная (и более) запись и трансляция звука.

Сравнение

Чем отличается моно от стерео для обычного потребителя, пользователя аудиотехники или слушателя? В первую очередь пространственным отношением. Моно не дает возможности определить пространственное положение источника звука, стерео это позволяет. Все дело в особенности устройства человеческого слуха: уши наши, хоть и расположены на небольшом расстоянии друг от друга, звук воспринимают не одновременно. Если источник звука находится справа, то сначала его услышит правое ухо, а потом левое, причем для левого частота будет иной. Мозг полученную информацию обрабатывает, и мы можем определить на слух, откуда поступил сигнал.

Звук моно записывается в одну аудиодорожку и воспроизводится одним динамиком. При этом на восприятие его не влияет пространственное положение слушателя относительно источника звука. В принципе, подключить можно и множество колонок, однако в этом случае каждая будет транслировать звук абсолютно одинаково. Стереозвук записывается при помощи двух микрофонов в две и более дорожки, и разделение по каналам происходит на уровне частот, инструментов, голоса, шумовых и звуковых эффектов. К примеру, при прослушивании монозаписи интервью звук проезжающего мимо автомобиля будет воспринят наряду с голосом опрашиваемого, а в случае стереозаписи — как фон далекий или близкий. Для воспроизведения стереозвука требуется наличие как минимум пары колонок, а для достижения оптимального эффекта слушатель должен располагаться примерно по центру от обоих источников звука. Потому стереоколонки устанавливаются по обе стороны от монитора или телевизора.

К слову, трехмерность и объемность стереозвука — своего рода фикция. Две колонки на столе или наушники объемности звучанию не придают, так как служат источниками звука, четко определяемыми мозгом как “справа” и “слева”. Если число источников увеличить (знаменитый “суперсурраунд” — звук вокруг), то это будет означать всего лишь большее количество точек воспроизведения. Для получения трехмерного эффекта и получения реальной звуковой картины, к примеру, при просмотре фильма, звук должен разноситься еще и по вертикали.

Читайте также:  Машинка индезит мигают все лампочки самостоятельный ремонт

Моносистемы на сегодняшний день стали редкостью, тогда как стерео в разных вариантах исполнения полностью захватило аудиорынок. Однако для профессионалов, работающих со звуком, нет и не может быть предпочтений: одноканальные записи используются в работе наравне с многоканальными. Считается, что моно объективнее в отношении источника звука, а стерео — в отношении звуковой картины.

Прослушивание звука в режиме стерео и моно имеет значительные различия. Сейчас наиболее распространен первый вариант, именно он используется в большинстве современных гарнитур и девайсов. Ценители прослушивания музыки и геймеры сразу узнают брак в наушниках, представленных производителем как “стерео”, но однозначно издающих звук в “моно” варианте. Но далеко не все понимают, что разного в этих двух понятиях.

Стерео

Стереофонический звук создают домашние и индивидуальные аудиосистемы. Они передают в пару динамиков два независимых друг от друга сигнала. Наиболее актуально прослушивание в таком режиме оркестров или музыкальных групп, чтобы создавалось ощущение “глубины” и присутствия. Именно стереозвук позволяет воссоздать мелодию каждого отдельного инструмента, которые находятся в разных областях, передавая сигналы в левый и правый канал. Особенно это ощутимо при прослушивании в наушниках.

Когда человек слушает стереозвук, он способен определить, где располагается источник по разнице фаз звуковых колебаний, происходящих между ушами, которая становится достижимой за счет конечности скорости звука. Запись стерео происходит с применением двух микрофонов, расположенных на определенном расстоянии, для каждого из них отведен один (левый или правый) канал. Таким образом создается эффект “панорамного звучания”, то есть приближенного к реальному. Могут использоваться не только 2 канала, но и больше. Если в системе их 4, она называется квадрофонической.

Когда звукозапись начинала свое развитие, в детекторном приемнике и граммофоне звук был монофоническим (одноканальным). Его недостатки стали понятны в 1920-х годах. Живая музыка на концерте значительно отличалась от той, которую можно было услышать из трубы граммофона. Важное пространственное восприятие сводилось к нулю, ведь монозвучание не дает возможности ощущать разное расположение музыкальных инструментов и других объектов относительно слушателя.

Усилители передают один монофонический звук на один канал независимо от количества громкоговорителей. Говоря простыми словами, если слушать музыку в “моно” наушниках, ни о каком панорамном и глубоком звучании можно и не мечтать.

Сравнение

Оба варианта воспроизводят звук, и, если человеку просто нужно услышать какую-то информацию, разницы он не заметит.

Конечно же, главное отличие стереофонии от монофонии в пространственном аспекте. Стерео раскрывает всю глубину звука, исходящего из аудиосистемы. Определить расположение источника в моно можно и не пытаться. С точки зрения естественности, более анатомичными являются стереосистемы, ведь они учитывают устройство человеческого уха. Хотя уши и находятся на маленьком расстоянии друг от друга, но звук слышат не одновременно. Первым он доходит до того уха, которое расположено ближе к источнику, при этом отличается и его частота. Таким образом мозг обрабатывает информацию и может определить, с какой стороны получен сигнал.

Читайте также:  Мобильные приложения такси в москве

Запись монозвука происходит на один микрофон, он имеет одну аудиодорожку. Его восприятие не зависит от месторасположения слушателя. Даже при использовании нескольких колонок одновременно звук в каждой из них будет аналогичен, и никакого ощущения “глубины” не будет. Стереозвук записывают с применением двух записывающих устройств как минимум в две аудиодорожки. Распределение по каналам осуществляется на уровне звуковых и шумовых эффектов, частот, голосов и инструментов. Чтобы слушать стереозвук, понадобится не менее двух колонок или стереогарнитура.

Сейчас на рынке редко можно встретить аудиосистемы с монозвуком, так как люди отдают предпочтение стереозвучанию. Он более приятен при диалоге и прослушивании музыки, а геймеры так и вовсе другого варианта и не рассматривают.

Однако если говорить о профессионалах, которые работают со звуком, им не приходится выбирать и полагаться на собственные предпочтения. Независимо от количества каналов воспроизведения, им необходимо работать с любым их количеством одинаково.

Стерео имеет такие преимущества:

  • Ощущение объемности, глубины.
  • Можно четко ощутить расположение инструмента, объекта и так далее относительно слушателя.
  • Популярность формата. Если композиция записана в стерео, зачем ее слушать в моно?
  • Акустические системы со стереозвуком способны максимально передать живой звук во время концерта. Когда музыканты исполняют композиции с инструментами и микрофонами, а зал достаточно большой, только стереосистемы могут передать полноценную картину звучания каждому зрителю и слушателю.

Моно имеет такие преимущества:

  • Идеальный формат для публичных выступлений, так как позволяет создать акцент на голосе выступающего.
  • Некоторые музыканты записывают свою музыку в моно, и при прослушивании в такой системе их композиции звучат лучше всего. Это же касается старых песен, когда кроме одноканального варианта другого не существовало.

Начнем с того, что особенностью человеческого слуха является то, что он позволяет различать пространственное расположение источника звука. Даже закрыв глаза, человек может довольно точно определить, с какого места исходит звук.

При моно записи звуки записываются при помощи одного микрофона и воспроизводятся из одного источника. При этом информация о пространственном расположении источников звука теряется. Слушатель воспринимает всю воспроизводимую звуковую картину исходящей из одной точки.

Читайте также:  Музыка из рекламы lg кто исполняет

В системе стерео звук записывается при помощи двух микрофонов, причем сигналы записываются отдельно друг от друга, и в совокупности несут информацию о пространственном расположении и перемещении записываемых источников звука. При записи в студии, чаще всего, каждый источник звука записывается отдельно. Затем все записанные каналы сводятся звукооператором в два канала. При этом задается необходимое их пространственное расположение. При воспроизведении стереосигнал подается на две разнесенные в пространстве звуковые колонки, причем каждая воспроизводит свой канал. Слушатель, находясь в определенной зоне перед колонками, воспринимает слитную звуковую картину, в которой различные ее составляющие распределены в пространстве между колонками.

Одним из недостатков стереозвучания является то, что слушатель как бы воспринимает звуковую картину извне, находясь перед ней, а не внутри нее, так как звуки приходящие с тыльной стороны отсутствуют. Так же было замечено, что стереоэффект проявляется в полной мере лишь в ограниченной зоне прослушивания. Эти недостатки попытались преодолеть в популярных в 70-е годы четырехканальных системах записи и воспроизведения звука, получивших название квадрофонических . Расположившись посередине между двумя фронтальными и двумя тыловыми колонками, слушатель находился в центре звуковой картины и получал звуковую информацию со всех сторон. К сожалению, из-за своей громоздкости и сравнительно высокой цены, эти системы не получили широкого распространения, хотя опыт их создания был использован при создании многоканальных систем домашнего кинотеатра .

Стереозвучание давно стало привычной принадлежностью высококачественной бытовой аппаратуры для записи и воспроизведения звука. До недавнего времени телевизор оставался досадным исключением. Разработанные в 50-60-е годы телевизионные стандарты не предполагали наличия стереозвука. Лишь в конце 70-х годов стерео начало завоевывать телевидение. С начала 80-х годов в Японии и Германии начинают вести регулярное телевещание со стереозвуком. В германской системе для передачи сигнала второго канала используется дополнительный радиопередатчик, работающий на отличной от первого частоте. В системе принятой в Японии через один передатчик транслируется комплексный, содержащий информацию обеих каналов, сигнал. В обеих системах звук передается в аналоговой форме.

В1986 году специалистами английской телерадиокорпорации ВВС была разработана цифровая система телевизионного стереовещания NICAM , существенно более качественная, чем аналоговые системы. Первоначально NICAM предполагалось использовать главным образом в спутниковой системе ТВ улучшенного качества D2-MAC . Но затем, в 90-е годы, NICAM начали широко использовать и в наземных системах эфирного телевидения.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector