Монологи из советских фильмов

Содержание

Герои знаменитых фильмов — о силе духа, нестандартном мышлении и легкости бытия

Кадр из фильма «Запах женщины» (1992)

Вымышленные истории порой служат не менее мощным источником мотивации, чем реальные кейсы, а персонажи из культовых фильмов могут посоревноваться в красноречии с самыми известными ораторами современности. HUBSpeakers Magazine вспоминает, чему можно поучиться у героев Аль Пачино, Владимира Высоцкого и Чарли Чаплина.

1. «Нет более жалкого зрелища, чем отсеченный дух»

«Запах женщины» (1992), режиссер — Мартин Брест

Отставной подполковник Фрэнк Слэйд, страдающий от слепоты и депрессии, решает с шиком провести последний уикенд перед самоубийством, а в компанию ему достается наивный и неопытный старшеклассник Чарльз Симмс. Чарли помогает Фрэнку вернуть вкус к жизни, но сам попадает в серьезный переплет, отказавшись выдать школьной администрации набедокуривших приятелей. Фрэнк приходит на заседание дисциплинарного комитета школы и защищает молодого друга грубоватой, но очень проникновенной речью о сложности морального выбора, честности и мужестве.

«Что это за чушь? Что за принципы вы пропагандируете? “Мальчики, стучите на своих друзей и спасайте свои шкуры, а если нет, мы поджарим вас на медленном костре”? Вы строите корабль для крыс, и если вы думаете, что готовите этих недотеп к взрослой жизни, то вы крупно ошибаетесь, потому что вы убиваете дух, который ваша школа пытается привить. Я, знаете ли, не с Луны упал. Было время, когда я был зрячим. Я видел таких же юнцов — с оторванными конечностями. Но все же нет более жалкого зрелища… чем отсеченный дух. Его не заменишь протезом».

2. «Смотреть на вещи с разных точек зрения»

«Общество мертвых поэтов» (1989), режиссер — Питер Уир

Кадр из фильма «Общество мертвых поэтов» (1989)

Речь с парты сделала пылкого преподавателя словесности Джона Киттинга (Робин Уильямс) учителем мечты для независимых подростков во всем мире. Ставя искусство и внутреннюю свободу выше всех правил чопорного американского колледжа, он раскрывает перед своими подопечными новый мир, где не запрещено рвать учебники и вставать ногами на стол, если ты при этом стараешься думать самостоятельно, развивать восприимчивость к прекрасному и искать свой собственный голос. Общение с Киттингом сильно меняет каждого ученика — не случайно в конце фильма класс прощается со своим наставником цитатой из стихотворения Уолта Уитмена «О, Капитан мой, Капитан!», посвященного самому Аврааму Линкольну.

«Почему я здесь стою? Есть идеи? Я встал на стол, чтобы напомнить себе о том, что надо смотреть на вещи с разных точек зрения. Видите ли, отсюда мир выглядит иначе. Если не верите, попробуйте сами. В тот момент, когда вы посчитаете, что что-то знаете, необходимо взглянуть на это по-другому, даже если это покажется вам глупым или нелепым. А когда вы читаете, не думайте о том, что хотел сказать автор. Думайте о том, что хотели бы сказать вы».

3. «Улыбайтесь, господа!»

«Тот самый Мюнхгаузен» (1979), режиссер — Марк Захаров

Кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен» (1979)

Один из самых обаятельных трикстеров советского кинематографа, барон Мюнхгаузен в исполнении Олега Янковского, постоянно выдает афоризмы: «Мыслящий человек просто обязан время от времени поднимать себя за волосы», «Правдой нельзя оскорбить», «В свое время Сократ мне сказал: “Женись непременно. Попадется хорошая жена — станешь счастливым. Плохая — станешь философом”. Не знаю, что лучше». Но лучше всего финальный монолог героя, обреченного на гибель из-за своего острого языка и несогласия быть похожим на окружающих — о том, что только чувство юмора может по-настоящему победить глупость и злобу.

Читайте также:  Лучший плеер для домашнего кинотеатра

«Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны. Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!»

4. «Сколько весит ваша жизнь?»

«Мне бы в небо» (2009), режиссер — Джейсон Рейтман

Кадр из фильма «Мне бы в небо» (2009)

Райан Бингэм — специалист по терминации кадров. Его приглашают руководители компаний, чтобы он сообщал сокращенным сотрудникам неприятные новости и старался отговорить их от судебных исков. Не самая вдохновляющая профессия, но Бингэм — хороший оратор и знаток человеческой психологии. Он показывает расстроенным людям ситуацию с неожиданной стороны — с потерями жизнь не заканчивается, а большой багаж порой лишь мешает двигаться дальше.

«Сколько весит ваша жизнь? Представьте на секунду, что у вас за плечами рюкзак. Я хочу, чтобы вы почувствовали, как лямки давят вам на плечи. Чувствуете? Теперь я хочу, чтобы вы наполнили его всем, что у вас есть в жизни. Начните с мелочей, с того, что лежит у вас на полках и в ящиках — безделушек, сувениров. Теперь положите вещи покрупнее. Ваше кресло, кровать, кухонный стол — все кладите туда. Ваше жилище, что бы это ни было — однокомнатная квартира или дом с двумя спальнями. Я хочу, чтобы вы засунули все это в ваш рюкзак. Теперь сделайте шаг. Тяжеловато, правда?
Вот что мы делаем сами с собой, день за днем — изводим себя так, что в конце концов не остается сил на то, чтобы сделать хоть шаг. А ведь нельзя забывать — движение — это жизнь. А теперь я подожгу ваш рюкзак. Что вы захотите вытащить из него? Фотографии? Они нужны только тем, у кого плохая память. Выпейте травяного чая, и пусть ваши фото горят. Да чего там — пусть горит все. Представьте, как проснетесь завтра — а на вас ничего не давит. Это даже бодрит, верно?»

5. «Вникни в человека»

«Место встречи изменить нельзя» (1979), режиссер — Станислав Говорухин

Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979)

Советский следователь Глеб Жеглов разбирается в людях не хуже Дейла Карнеги — он умудряется выуживать информацию у самых несговорчивых свидетелей. По просьбе молодого подопечного, Володи Шарапова, Глеб делится своими правилами успешной коммуникации — они остаются актуальными даже тридцать с лишним лет спустя.

«Так, правило первое — запоминай, повторять не стану. Затверди как строевой устав. Разговаривая с людьми, всегда улыбайся. Понял? Люди это любят. А теперь правило второе — будь к человеку внимательным и старайся подвинуть к разговору о нем самом. А как это сделать? А вот для этого существует третье правило: найди тему, которая ему интересна. Правило четвертое — проявляй к человеку искренний интерес. Вникни в него, разузнай, чем он живет. Это, конечно, трудно. В общем, попотеть придется. Но зато, если ты это сможешь, он тебе все расскажет».

6. «Никто на свете не бьет так сильно, как жизнь»

«Рокки Бальбоа» (2006), режиссер — Сильвестр Сталлоне

Кадр из фильма «Рокки Бальбоа» (2006)

В фильме о легендарном боксере уже ушедший из спорта Рокки сильно тоскует по умершей жене и выясняет отношения с повзрослевшим сыном Робертом, который не хочет жить «в тени отца» и обвиняет его в собственных неудачах. Немолодой, погрустневший, но не потерявший внутренней силы герой призывает юношу самому нести ответственность за собственную судьбу и «держать» удар, несмотря ни на что.

«Я скажу то, что для тебя не новость. Мир не такой уж солнечный и приветливый, это очень опасное, жесткое место, и как только ты дашь слабину, он опрокинет тебя с такой силой, что больше уже не встанешь. Никто на свете не бьет так сильно, как жизнь. Совсем неважно, как ты ударишь, важно — какой держишь удар, как двигаешься вперед».

7. «Свобода никогда не погибнет»

«Великий диктатор» (1940), режиссер — Чарли Чаплин

Кадр из фильма «Великий диктатор» (1940)

Сатирическая комедия Чарли Чаплина, в которой простой еврей-цирюльник оказывается двойником диктатора Хинкеля (политический намек вполне прозрачен), полна уморительных шуток и невероятных совпадений, но заканчивается она одним из самых трогательных и серьезных гуманистических посланий в истории кино. Подменивший диктатора цирюльник пламенной речью призывает всех солдат сложить оружие и перестать быть рабами жестокой системы.

Читайте также:  Минимальные требования для ubuntu

«Мы слишком много думаем и слишком мало чувствуем. Больше, чем в механизмах, мы нуждаемся в гуманности. Больше, чем ум, нам нужна доброта и деликатность. Без этих качеств жизнь будет жестокой и все будет потеряно. Самолеты и радио сделали нас ближе друг к другу. Сама природа этих изобретений взывает к добру в человеке, взывает к вселенскому братству, к единству всех нас. Даже сейчас мой голос достигает миллионов во всем мире, миллионов отчаявшихся мужчин, женщин и маленьких детей — жертв системы, которая заставляет людей пытать и сажать в тюрьму невинных людей. Тем, кто слышит меня, я говорю: "Не отчаивайтесь!" Страдания, которые теперь захлестнули нас, проистекают от жадности. Ненависть народа пройдет, и диктаторы умрут, но власть, которую отняли у людей, вернется к людям. И пока люди умирают, свобода никогда не погибнет».

8. «Сможешь или не сможешь, только тебе решать»

Легенда № 17» (2013), режиссер — Николай Лебедев

Кадр из фильма «Легенда № 17» (2013)

Фильм рассказывает о судьбе великого хоккеиста Валерия Харламова и о том, как ему повезло обрести гениального наставника — Анатолия Тарасова. Способы, которыми Тарасов готовит и мотивирует свою команду, часто кажутся бесчеловечными — но результат говорит сам за себя. Один из самых проникновенных эпизодов в фильме — когда тренер приводит получившего серьезную травму и упавшего духом спортсмена в морг, чтобы напомнить ему о ценности жизни и борьбы. После этого Харламов начинает разрабатывать травмированную ногу и с триумфом возвращается на лед.

«Так ты только ради Канады играешь? (Харламов переживает, что из-за травмы не попадет на матч с Канадой. — Прим. ред.) Ради славы и наград? Да ты жить должен. Понял? Жить и играть. И делать выбор каждый день. Твой номер — семнадцатый, его весь мир знает. Ты, короче, постой и подумай. Посоветуйся вон с ребятами (кивает на мертвецов и уходит)».

9. «Осчастливить против желания нельзя»

«Покровские ворота» (1982), режиссер — Михаил Козаков

Кадр из фильма «Покровские ворота» (1982)

В коммунальной квартире 1950-х трогательный и беспомощный в быту литератор Лев Хоботов пытается выйти из-под влияния своей властной бывшей жены, перестать бояться жизни и отстоять право на новую любовь. В этом ему помогает дерзкий аспирант-историк Костик, который, несмотря на молодость, понимает жизнь намного лучше большинства своих почтенных соседей. Частная семейная мелодрама вырастает в историю о важности внутренней свободы и том, что обычно ей препятствует.

«Cпокойствие. Молодость — это мгновение. Вы не успеете оглянуться, как я изменюсь. И не в лучшую сторону. Каким рассудительным я буду, каким умеренным стану я… Молод, каюсь. И все-таки, поверьте историку: осчастливить против желания нельзя».

Журнал "HUBSpeakers magazine" №1 (1) февраль 2017, страница 74

01 октября 2016, 12:22

У каждого жанра кино есть своя цель. Некоторые фильмы можно назвать сугубо развлекательными – и это тоже неплохо, если они дарят зрителю позитивные эмоции. Но наиболее ценно кино "думающее", которое задает зрителю массу вопросов, причем ответит на них каждый человек по-своему. И каждый может оказаться прав.

Tengri MIX предлагает вам подборку из 10 монологов, которые не оставят вас равнодушными и заставят переосмыслить некоторые вещи. В них поднимаются самые разные темы, и для многих они могут оказаться близкими. Монологи сыграны лучшими актерами современности и во многом благодаря их таланту эти сцены сейчас стали культовыми.

"Адвокат дьявола" (Аль Пачино)

Эта знаменитая речь Дъявола в фильме может восприниматься двояко. Главное, не воспринимать ее поверхностно. В ней не так много лжи, как может показаться, но и истинную правду в этих словах найти не так просто. "Этот век от Альфы до Омеги мой. Я достиг апогея силы", – торжествует герой Аль Пачино. Почему Дъявол сделал такой вывод и способны ли мы переубедить его?

"Ангел-А" (Жамель Деббуз, Рье Расмуссен)

Несмотря на то, что в этой сцене участвуют два персонажа, ее можно считать монологом, ведь эти двое – человек и его ангел-хранитель. Это монолог человека, который заново учится любить, учится понимать это чувство и делиться им.

"Знакомьтесь, Джо Блэк" (Энтони Хопкинс, Клэр Форлани)

Мистер Хопкинс по умолчанию великолепен. Ему отлично даются роли мудрых стариков, которые источают простые истины, но делают это так, что человек начинает по-новому их воспринимать. Этот его монолог тоже о любви. О чистой любви, к которой многие примешивают расчетливость. О любви, которая никогда не интересуется зарплатой возлюбленного.

Читайте также:  Мир юрского периода 2 киноляпы

"Побег из Шоушенка" (Морган Фримен)

По ходу фильма герою Фримена, который просидел в тюрьме почти всю свою жизнь, задают один и тот же стандартный вопрос: "Вы исправились?". Что нужно сказать заключенному, который провел за решеткой 40 лет, чтобы убедить строгого чиновника в собственном раскаянии?

"Трасса 60" (Кристофер Ллойд)

Этот фильм сам по себе очень поучителен. Он состоит из нескольких законченных сюжетных линиий, каждая из которых учит зрителя и главного героя чему-то новому. Чему учит эта сцена? Расскажет карточный фокус.

"Рок-н-рольщик" (Тоби Кеббелл)

В криминальной драме Гая Ричи есть одна изюминка – это монолог главного героя Джонни Фунта. В нем говорится о том, всегда есть вторая сторона медали. В мире нет идеально хороших или идеально плохих вещей, событий, поступков. И человеку они покажут именно ту сторону, которую он сам захочет увидеть.

"12" (Алексей Горбунов)

Этот монолог жесток своей правдивостью. Герой фильма – директор кладбища – рассказывает о том, как на чужом горе делаются деньги. Он не пытается это скрывать и остается честен с самим собой. Но дослушайте его рассказ до конца – возможно, и у него есть своя правда?

"Обыкновенное чудо" (Евгений Леонов)

Король в этом фильме – наиболее заметная и любопытная фигура. Он не просто комичен, он наполнен тонкой иронией, как и весь фильм: "Паразиты! А сам я добряк и умница, люблю стихи, прозу, живопись, рыбную ловлю, кошек".

"Идиот" (Евгений Миронов)

Эта сцена – чистая психология. Князь Мышкин рассказывает о мыслях человека, которому осталось жить несколько минут. О том, как резко возрастает ценность каждой секунды: "Что, если бы не умирать! Что, если бы воротить жизнь – какая бесконечность! И все это было бы мое! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил, ничего бы не потерял, каждую бы минуту счетом отсчитывал, уж ничего бы даром не истратил!".

"Собачье сердце" (Евгений Евстигнеев)

Заканчивается наш список признанной классикой. Каждая сцена в этом фильме гениальна, и монолог профессора Преображенского не исключение. Хотите знать, почему в мире возникает разруха? Послушаем мнение профессора.

В замечательном кинотриллере 1971 года "Грязный Гарри" Клинт Иствуд воплощает на экране образ инспектора полиции Сан-Франциско. Инспектор никогда не расстается со своим "Магнумом", и в финальной сцене это дает ему повод пофилософствовать, сопутствует ли злодеям удача.

К Артуру (актёр Гоша Куценко) подходят посланники авторитета Туриста с претензиями. Но Артур ловко уходит от ответа.

Постаревший, но все еще способный завалить апперкотом дракона Рокки Бальбоа в одноименном фильме главным образом рефлексирует и пытается наладить контакт с сыном, который папу стыдится и считает не умеющим связать двух слов громилой. Ближе к концу фильма Рокки находит момент, чтобы одним махом выложить сыну весь опыт, накопленный за шесть серий. Самый длинный монолог в истории "Рокки" сразу же примиряет боксера с сыном.

"От заката до рассвета"

Бандиты Тарантино и Клуни захватили в заложники пастора Харви Кейтеля с детьми. Они ужинают в баре. И тут Кейтель одним вопросом превращается из заложника в лучшего друга Клуни.

"Вы готовы драться?" — спрашивает своих бойцов шотландский национальный герой Уильям Уоллес, показывая на виднеющуюся на горизонте армию англичан. "Против них? Нет!" — без секундных раздумий отвечают ему верные соратники. И тогда Уоллес говорит:

Фрэнсис Форд Коппола в своем многострадальном "Апокалипсисе сегодня" снимал Марлона Брандо в роли свихнувшегося полковника Курца. Чтобы зрители не видели полноты актера, Коппола старался ограничиваться лицом. Впрочем, некоторые считают, что Брандо сам запрещал снимать себя на свету. Ближе к финалу Курц рассказывает о кошмаре во вьетнамской деревне, предваряя его монологом об ужасах.

Когда вся затея грозит накрыться медным тазом из-за разрастания бойцовского клуба, Тайлер напоминает людям, почему и для чего они приходят сюда.

Саня Белый навалял авторитету Мухе. Теперь его хотят убить. Он пришел в логово Мухи один, чтобы разобраться по понятиям.

Андрея Павловича Бузыкина чуть ли не силой вытащили в лес по грибы сосед Василий Игнатьевич и переводчик Билл из Дании. Трезвый и недовольный Бузыкин плетется позади подвыпивших и полных энтузиазма приятелей. Позади у героя бессонная ночь, впереди — непочатый край работы, но Василий Игнатьевич и Билл не собираются отпускать его домой. И тогда Бузыкин произносит свой героический монолог и вырывается на свободу.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector