Мораль и аморальные поступки

Всё чаще в средствах массовой информации можно услышать словосочетание «аморальный поступок», за которым следует всеобщее осуждение. Все вроде бы понимают значение этих слов, но вряд ли подробно углублялись в изучение моральных и аморальных норм. И далеко не все считают себя обязанными их выполнять. А между тем в современном обществе постепенно стирается граница между хорошими и плохими поступками, с точки зрения морали. Люди выполняют только то, что прописано в государственных законах. Аморальный поступок к таковому не относится, а значит, за него никто не накажет. Озлобленное общество живёт не единым механизмом, а каждый сам для себя, вооружившись лозунгами, что любые средства хороши для достижения цели, порой забывая о бескорыстии, благодарности, уважении.

Понятие

Мораль – это негласные правила поведения, сформированные многолетним опытом человечества. Это общепринятые принципы и понятия о нравственном совершенстве человека достойного и положительного. Простыми словами, мораль – это отделение понятий добра и зла, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Синонимами или близкими по смыслу можно считать слова «нравственность», «честь», «этика». Исходя из этих правил, разделяют моральные и аморальные поступки. Они могут быть разными.

Например, моральные нормы могут варьироваться, с точки зрения личностных отношений, семьи, религии, философии. Они могут немного отличаться в разных ячейках общества, группах людей, схожих по интересам, трудовых коллективах и др. Сколько людей – столько и мнений. Но существуют общепризнанные нормы поведения, нарушение которых вызывает всеобщее недовольство.

Государство и мораль

Роль государства в качестве гаранта выполнения прав и свобод граждан, бесспорно, значительная. Однако, несмотря на то что право и мораль неразделимо связаны друг с другом в совокупном обеспечении эволюции цивилизации, не все нормы морального поведения регулируются законом. Право подтверждает неотъемлемость свобод граждан, презумпцию невиновности, мораль – возможность достижения личного счастья. Оно гарантирует свободу слова, мыслей, поступков, реализацию желаний. Но мораль определяет, насколько нравственными будут эти мысли, поступки – бескорыстными, а желания – благородными. Право принуждает отдать долг стране, поступив на военную службу, выплачивая налоги. Мораль побуждает заниматься благотворительностью, помогать и отдавать только из чувства внутреннего долга.

Человек морали

Поведение высокоморального человека – это его осознанный выбор. Нет законов, которые могли бы принудить к реализации добрых поступков. Как и не предусмотрено за их невыполнение и незнание наказаний. За исключением, пожалуй, общественного мнения, осуждения. Но кого на сегодняшний день волнует, что думают окружающие? Человек морали тоже не обращает на толпу внимания. Но он поступает так, как велит ему воспитание, собственные представления о «белом и чёрном». Огромную роль в формировании его личности, бесспорно, играет пример родителей, учителей, друзей, личный жизненный опыт. Воспитанный человек вряд ли способен совершить такой аморальный поступок, какой не позволяют его моральные принципы.

Принятые обществом моральные нормы

Но что относится к моральному и аморальному? Как разделить поступки, характеризующие человека порядочного и нет? Возьмём, к примеру, случай про ветеринара и хозяина собаки. Животное долгие годы служило человеку, было ему верным товарищем. В последнее время здоровье его ухудшилось, потом пёс и вовсе слёг. Доктор, проведя необходимые обследования, диагностировал рак, посоветовав собаку усыпить. Такое предложение глубоко возмутило хозяина, оскорбив его моральные принципы. Забрав собаку домой, он продлил ему жизнь ещё на месяц. Но была ли счастлива она? Нет. Каждая секунда её была наполнена невыносимой болью, тоской и страданиями. Так не правильнее ли было усыпить пса, сделав его смерть тихой и безболезненной? И не аморально ли было, с точки зрения хозяина собаки, обрекать животное на муки?

Моральные и аморальные поступки не всегда удаётся распознать. Порой кажется, что человек совершил что-то нехорошее, но считает ли он сам неправильным своё поведение? Если нет, то получается, что он действовал в соответствии со своими моральными принципами. Как и хозяин собаки, уверенный в том, что поступает правильно.

Что такое аморальный поступок?

Исходя из предыдущей истории, можно попытаться классифицировать поступки аморальные, вызывающие осуждение у большинства адекватных людей. Лучше рассмотреть разные ситуации из реальной жизни, с которыми может столкнуться каждый. Но только те, которые регулирует исключительно мораль, а не закон.

Говоря про аморальные поступки, примеры можем привести следующие:

  • Начнём с пожилых людей. Увидев старенькую бабушку, которая из последних сил тащит огромную сумку, набитую продуктами, кто-то пройдёт мимо. Это неправильно и плохо.
  • Аморально не уступить место в переполненном трамвае беременной женщине или старичку.
  • Сняв кольцо с безымянного пальца, мужчина знакомится с девушкой и зовёт её на свидание. А жене говорит, что у него появилась сверхурочная работа. Это является аморальным поступком.
  • Подросток залез на дерево и разрушил птичье гнездо с кладкой яиц. Это осуждается.
  • Женщина, возвращаясь с работы под проливным дождём, заметив продрогшего котёнка в подъезде, вышвырнула его на улицу. Так не поступают добрые люди.
  • Сосед, имея иномарку и приличный ежедневный доход в магазине, директором которого он является, не замечает одинокой старушки. А между тем она продаёт выращенные дома цветы, только бы насобирать мелочи на хлеб. Ещё один плохой поступок.

Общественное мнение однозначно осуждает таких людей. Однако, оказавшись на их месте, все ли поступят иначе, согласно принципам морали? Нет, конечно. Аморальные поступки человека всегда виднее со стороны, издалека. Но не всегда их наличие можно осознать в своём поведении и образе жизни. Даже если таковые имеются. Кстати, осуждать других тоже не совсем правильно с этичной стороны. А вот себя – пожалуйста. Поступайте, задумывайтесь, делайте выводы, осознавайте: все ли поступки в вашей жизни высокоморальны?

Как наказывают за аморальный поступок?

Наказание за нарушение моральных норм предусмотрено только в тех случаях, которые совпадают с аналогичными правонарушениями, прописанными в законодательных актах. Например, это может быть административный штраф за словесное оскорбление, за жестокое обращение с животными, срок за сексуальное насилие. Увольнение за аморальный поступок также предусмотрено. Но только людей, занимающихся воспитанием детей (учитель, няня, преподаватель). Наказать таким способом бухгалтера, водителя или продавца вряд ли получится. Потому что государство не предусматривает ответственность за аморальные поступки, если они не относятся к преступлениям.

Зачем прививать детям моральные ценности?

Воспитывать малышей в соответствии с принципами морали просто необходимо. Все поступки, совершаемые взрослым человеком, неизбежно являются эхом его детства. Отпечаток, оставленный в душе ребёнка родителями, не стирается никогда.

Как научить детей морали?

Объяснить смысл понятия «аморальный поступок» ребёнку не так-то просто. Но можно показывать на своём примере, как делать не нужно: погладить собачку вместо того, чтобы оттолкнуть её ногой. Или напоить молоком котёнка, вместо того чтобы дать ему умереть от голода на свалке. Либо помочь молодой маме отнести коляску на четвёртый этаж. Естественно, регулярные положительные примеры, присутствие в лексиконе таких слов, как «пожалуйста», «спасибо», «будьте здоровы», вскоре пустят ростки в детском сердце. И, поверьте, дадут первый неплохой урожай уже через несколько месяцев.

Моральные и аморальные поступки детей

Является ли аморальным поступком плохое поведение маленького ребёнка? Здесь всё зависит от возраста. В 1–2 года дитя ещё не способно понимать, что хорошо, а что плохо. А тем более отличать эти понятия. Но ребёнок в трёхлетнем возрасте уже отлично осознаёт, что такое боль, знает о наказаниях и поощрениях. Начиная с этого периода, следует постепенно закладывать правила поведения. Если карапуз мучает кошку, скажите ему, чтобы он не трогал её – животному больно. Слова вряд ли возымеют действие, но царапина на руке от разозлённого домашнего любимца, несомненно, послужит уроком.

После 7 лет дети уже прекрасно понимают, когда они поступают плохо. Если родители не будут направлять на путь истинный, то ребёнок под давлением коллектива может начать совершать аморальные поступки: драться, обманывать, обижать слабых, издеваться над животными. Невнимание к этим поступкам приведёт к тому, что малыш поймёт всю безнаказанность нарушений. От этого потеряется вся ценность моральных норм. А затем и правовых. Последует воровство, наркомания, употребление алкоголя, беспорядочные связи. В попытках воспитать достойную и благородную личность главное – не потерять доверия ребёнка. Ведь именно оно создаёт ту близость между родителями и детьми, которая из разумных наставлений, терпеливого учения и жизненных примеров перерастает в крепкую дружбу старого и нового поколения.

Читайте также:  Можно ли скачивать игры в спящем режиме

Классный час раскрывает понятие "морали" на примере библейских заповедей и биологической сущности животных и человека.

Скачать:

Вложение Размер
moral_i_amoralnye_postupki.doc 64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Мораль и аморальные поступки»

Форма проведения конференция

  1. Познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества
  2. Показать историческую и биологическую сущность морали

Кл. руководитель Мухортова Н.В. :

Мораль – это совокупность правил, принятых в обществе и регулирующих поступки. По словам Конфуция- мыслителя древнего Китая, правила морали требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».

Выполнение правил морали привело бы к бесконфликтному сосуществованию всех людей на земле. Но, к сожалению, порой, то ли по незнанию, то ли просто не желая считаться с окружающими, некоторые люди нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.

Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.

Учащиеся говорят о грубости и хамстве, о неуважении, к старшим, о сплетниках и клеветниках, о замусоривании территории, о неприличных надписях в подъездах домов и в лифтах и т.д.

Правила морали нигде не записаны, но за их нарушение наступает моральная ответственность в виде осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не потребовалось бы принимать различные законы .

Закон — нормативный акт, принятый государственной властью и устанавливающий общеобязательные правила поведения человека.

За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Различные нарушения закона могут быть квалифицированы как правонарушение или как преступление.

Истоки человеческой морали и этики

Рождается ли человек безморальным (с сознанием, как чистый белый лист бумаги), и только воспитание прививает ему некие принципы, выработанные когда-то? Или же мы появляемся на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо и что плохо, а воспитание их только развивает и направляет?

Все человеческие действия — это поведение человека.

Что мораль не чужда животным, люди могли знать многие тысячи лет, ведь рядом с ними была собака. Каждый, воспитывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши этические правила, которые ей как животному совершенно чужды, — понятливость и послушность.

Но если бы собаке были присущи только эти качества, мы называли бы ее своим четвероногим рабом. А мы зовем ее другом. Ведь помимо придуманной нами для нее этики, мы чувствуем в хорошей собаке ее собственную мораль, во многом совпадающую с нашей.

Многие владельцы этих домашних животных могут совершенно спокойно оставить своего ребенка на попечение собаки, по сути, страшного хищника, способного растерзать даже взрослого человека. А почему? Потому что ей доверяют. Доверяют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными устоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рисковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту и презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, когда ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания.

Так что же такое мораль животных. По мнению выдающегося австрийского этолога К. Лоренца, это — создание естественным способом врожденного запрета выполнять обычные программы поведения, в некоторых случаях возникающие при общении с себе подобными, т.е. полезный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части и пр.), но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, природой введен специальный механизм торможения.

Любопытно, что развитие человеческого общества происходит также, ведь важнейшие требования всех моральных заповедей и кодексов — это не предписания, а именно запреты. У людей они отражены в законах и религии.

Какие запреты у животных считаются важнейшими?

Давайте послушаем, что на эту тему нам расскажут…

Бондарь Валентина: Все запреты возникают под жестким давлением отбора ради выполнения задачи сохранения вида. К важнейшим из таких запретов относятся следующие:

1. «Не убей своего» — первый и главный запрет у очень многих животных. Чтобы выполнить его, необходимо безошибочно узнавать своих, безошибочно отличать их от чужих. Интересно, что если, скажем, галки, гуси и обезьяны
узнают друг друга персонально, то члены крысиного клана, точно так же как пчелы и другие общественные насекомые, отличают своих сородичей от чужих по общему запаху. У человека тоже есть манера делить всех окружающих на «своих» и «чужих». У всех маленьких детей очень четкое различение всех «чужих», при попытке контакта со стороны «чужого» возникает плач, рев, — это призыв к «своим».

Галустян Ануш : 2. Второй запрет вытекает из первого – чтобы не убить своего и не быть убитым им, нельзя нападать |неожиданно и сзади, без предупреждения и без проверки, нельзя ли разрешить возникший конфликт без схватки. Например, собакам, чтобы познакомиться, важно обнюхать друг друга,
а безопасно это можно сделать только четко фиксированным образом. Человеческий ритуал выполняет в целом те же функции, что и ритуализированные инстинктивные действия животных. Следует особо отметить, что ритуал — это специальная форма взаимодействия, изобретенная людьми для удовлетворения потребности в признании среди «своих».

Марченко Ирина: 3. У хорошо вооруженных природой животных есть запреты применять смертоносное оружие или убийственный прием в драке со своими. Волк может убить оленя и даже лося одним ударом клыков, разорвав горло или пах. Но в драке с другим волком он этого приема применить не может. Таким образом, возникает удивительное: наиболее кровожадные звери (и прежде всего волк) обладают самым надежным механизмом торможения, запрещающим убийство или ранение сородичей, который только есть на земле.

Этот механизм торможения, препятствующий поведению животных, является врожденным, поэтому животное, у которого сломали данный механизм, лишь в известном смысле можно назвать «аморальным» по отношению к своим сородичам.

Любопытно, что когда человек пытался одолеть своего самого совершенного и опасного биологического противника – крысу, то самые успешные попытки были связаны с возможностью сломать механизм торможения действий, направленных против своих сородичей. Дело в том, что крысы в определенном смысле самые «общественные» животные, сплоченные в сообщество «коллективистской психологией», и в своем поведении с членами собственного сообщества являются истинным образцом всех социальных добродетелей.

Крысы непобедимы, потому что внутри большой стаи никогда не бывает серьезной борьбы, причем наиболее защищенными себя чувствуют детеныши и слабые животные. Кроме того, крысы пользуются теми же методами, что и человек, — передачей опыта выживания и его распространением внутри тесно сплоченного сообщества.

Известно, что крысы были самым страшным бедствием во времена парусного флота. Иногда голодные крысы целиком сгладывали пьяных членов экипажа вместе с сапогами, оставляя только медные гвоздики и железные бляхи от ремней. Поэтому на корабле единственно эффективным способом борьбы с крысиным сообществом была возможность «взорвать» его изнутри.

Матросы отлавливали несколько десятков крыс и сажали их в какое-нибудь темное замкнутое пространство, где крысы обречены на голодную смерть. Но крысы, даже умирая от голода, не нападали на своих сотоварищей. В качестве пускового механизма пробуждения агрессии использовали чужую крысу, которую подбрасывали через определенное время. Почуяв запах чужака, крысы приходили в безумную ярость и убивали его, затем начинали кусать друг друга. Запах крови опьяняет их еще больше. Главное — сломать очень жесткий запрет на агрессию против сородичей. Наконец, обезумевшие крысы начинают убивать друг друга. Остается 20 живых крыс, затем 10, затем 4, и, наконец, 2 уцелевшие крысы вступают в последнюю смертельную схватку.

Победитель, который выжил, и есть «крысиный король». Это уже крысиный «выродок» — животное, у которого полностью сломлены все запреты и механизмы торможения. Такая крыса способна только убивать и убивать своих сородичей, но у нее свой запах, и «нормальные» крысы не могут ее тронуть, хотя чувствуют этого «кровавого убийцу» на расстоянии, и тогда они предпочитают выпрыгнуть с палубы в море и утонуть, чем встретиться с «королем-убийцей» в трюме, который сразу становится очень тесным. Вскоре на судне останется только одна крыса, которая уже никому не опасна.

4. Следующий запрет не позволяет бить того, кто принял позу покорности.

Как более слабому и проигравшему в схватке животному остановить распаленного в драке победителя? Это — предложить ему нарушить предыдущий запрет на применение смертельного приема. Проигравшие волк, лев или олень вдруг прыжком отскакивают от противника и встают боком к нему, подставляя для смертельного удара самые уязвимые места. Но именно этот удар противник нанести не может.

Читайте также:  Много запросов с одного ip

Например, волк подставляет победителю чрезвычайно ранимую боковую сторону шеи, выгнутую навстречу укусу. Галка подставляет под клюв той, кого нужно умиротворить, свой незащищенный затылок, как раз то место, которое стараются достать птицы при серьезном нападении с целью убийства. Но именно этот смертельный прием более сильный противник нанести не в состоянии. Любопытно, что когда побежденная собака принимает позу покорности, то победитель сразу остановиться не может и проделывает движения смертельной встряски «вхолостую», возле самой шеи поверженного противника, но без укуса и с закрытой пастью.

Необходимо знать, что у животных разных видов «принципы морали» закреплены по-разному и проявляются неодинаково. Иногда в одном вольере содержат вместе индюков и павлинов, чего делать не рекомендуется. Эти птицы относятся к одному отряду куриных и даже к одному семейству фазаньих, но ведут себя различно. Так, если индюк и павлин вступают в драку из-за территории, и павлин, как более легкая птица, принимает позу покорности, подставляя своему противнику темечко, то индюк, не задумываясь, забивает павлина насмерть. Павлин же сделать уже ничего не может, так как из позы покорности в боевую стойку выйти невозможно.

Почему же у человека нет врожденных ограничений на приемы драки? К. Лоренц пишет, что «можно лишь пожалеть о том, что человек как раз не имеет «натуры хищника». Большая часть опасностей, которые ему угрожают, происходит оттого, что по натуре он сравнительно безобидное всеядное существо, у него нет естественного оружия, принадлежащего его телу, которым он мог бы убить крупное животное.

Именно поэтому у него нет и тех механизмов безопасности, возникших в процессе эволюции, которые удерживают всех «профессиональных» хищников от применения оружия против сородичей. Когда же изобретение искусственного оружия открыло новые возможности убийства, то прежнее равновесие между сравнительно слабыми запретами агрессии и такими же слабыми. возможностями убийства оказалось в корне нарушено. Но хотя вроде бы никаких безусловных ограничений на приемы драки у человека нет, проигравший драку мальчишка вдруг закладывает руки за спину и, подставляя лицо, кричит: «На, бей! Бей!». И несмотря на то, что запрет в нас очень слаб, действие его впечатляюще.

Шанина Анастисия: И еще один очень важный принцип поведения, характерный для многих животных: победа с тем, кто прав.

Животное, защищающее свою территорию, свою нору, свою самку, своих детенышей, почти всегда выигрывает в конфликте, даже у более сильного и агрессивного соперника. И не только потому, что отчаянно обороняется и яростно нападает, но и потому, что противник заранее психически ослаблен. Его агрессивность сдерживается запретом, тем самым, который на юридическом языке называют неприкосновенностью жилища, личной жизни и имущества.

Мухортова Н.В.: Какой же вывод можно сделать из этих любопытных фактов и закономерностей? Хотя социальные и нравственные примеры в поведении некоторых животных известны давно, но выводы делаются различные и даже противоположные. Давайте попробуем вместе с вами сформулировать их.

Человек такой же биологический вид, как и животные поэтому ему должны быть присуще те же принципы морали, как и животным. У человека эти принципы описаны в библии в виде основных запретов.

С другой стороны человек в своем развитии ушел далеко от животных и ему как никакому другому присущи все нарушения морали. Как вы думаете, ребята, будет ли время, когда не будет существовать мораль, и какая она будет мораль будущего? Давайте подумаем об этом и поделимся своими размышлениями на следующем классном часе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В этой небольшой статье рассказывается о симптомах негативного поведения учащихся и построении работы классного руководителя по предупреждению и профилактике этих явл.

Цель: Формирование гражданской позиции, правовой и нравственной культуры старшеклассников.Задачи:Способствовать развитию у учащихся критического осмысления своих и чужих поступков.Формиров.

О том, что жизнь – непростая штука, известно давно и сказано не раз. Каждое поколение, отправляясь на поиски собственных ориентиров и точек опоры, находит свои подтверждения этой аксиомы. Взрослые (ро.

Урок позволяет повторить сведения из начальной школы об особенностях сказки, учить вести беседу по сказке, ввести понятия «мораль» и «образ», учить анализировать и делать выводы, развивать умени.

Классный час в 5 классе.

Все упражнения направлены на развитие в классе атмосферы доверия , ответственности и уважения.

Форма проведения конференция

Познакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь человеческого общества

Показать историческую и биологическую сущность морали

Кл. руководитель Мухортова Н.В. :

Мораль – это совокупность правил, принятых в обществе и регулирующих поступки. По словам Конфуция- мыслителя древнего Китая, правила мора­ ли требуют от человека «владеть собою настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы поступали с нами».

Выполнение правил морали привело бы к бескон­фликтному сосуществованию всех людей на земле. Но, к сожалению, порой, то ли по незнанию, то ли просто не желая считаться с окружающими, некото­ рые люди нарушают моральные нормы и совершают аморальные поступки.

Ребята, попробуйте привести примеры наиболее часто встречающихся аморальных поступков.

Учащиеся говорят о грубости и хамстве, о неуваже­ нии, к старшим, о сплетниках и клеветниках, о за­ мусоривании территории, о неприличных надписях в подъездах домов и в лифтах и т.д.

Правила морали нигде не записаны, но за их нару­ шение наступает моральная ответственность в виде осуждения нарушителя со стороны тех, кто согласен с моральными нормами. И если бы все люди научились соблюдать нормы морали, обществу не по­ требовалось бы принимать различные законы .

Закон — нормативный акт, принятый государ­ ственной властью и устанавливающий общеобязатель­ ные правила поведения человека.

За нарушение этих правил человек подвергается различным видам наказания со стороны общества. Раз­ личные нарушения закона могут быть квалифициро­ ваны как правонарушение или как преступление.

Истоки человеческой морали и этики

Рождается ли человек безморальным (с сознанием, как чистый белый лист бумаги), и только воспитание прививает ему некие принципы, выработанные когда-то ? Или же мы появляемся на свет с каким-то набором врожденных чувств и представлений о том, что хорошо и что плохо, а воспитание их только развивает и направляет?

Все человеческие действия — это поведение челове­ ка.

Что мораль не чужда животным, люди могли знать многие тысячи лет, ведь рядом с ними была собака. Каждый, вос­ питывая собаку, может убедиться, как легко можно привить ей некоторые наши этические правила, которые ей как животному совершенно чужды, — понятливость и послушность.

Но если бы собаке были присущи только эти качества, мы называли бы ее своим четвероногим рабом. А мы зовем ее другом. Ведь помимо придуманной нами для нее этики, мы чувствуем в хорошей собаке ее собственную мораль, во мно­ гом совпадающую с нашей.

Многие владельцы этих домаш­ них животных могут совершенно спокойно оставить своего ре­ бенка на попечение собаки, по сути, страшного хищника, способного растерзать даже взрослого человека. А почему? Потому что ей доверяют. Доверяют устойчивым принципам ее поведения. Ведь собака, как и человек с моральными ус­ тоями, не может обидеть самку или детеныша, готова рис­ ковать жизнью за товарища, уважает смелость и прямоту и презирает трусость и обман. Она очень тонко чувствует, ког­ да ее хозяин чем-то расстроен, и способна на проявление чуткости и сопереживания.

Так что же такое мораль животных. По мнению выдающегося австрийского этолога К. Ло­ ренца, это — создание естественным способом врожденного зап­ рета выполнять обычные программы поведения, в некоторых слу­ чаях возникающие при общении с себе подобными, т.е. полез­ ный необходимый инстинкт остается неизменным (у хищника это загонять добычу, убивать ее, рвать на части и пр.), но для особых случаев, где его проявление было бы вредно, природой введен специальный механизм торможения.

Любопытно, что развитие чело­ веческого общества происходит также, ведь важ­ нейшие требования всех моральных заповедей и кодексов — это не предписания, а именно запреты. У людей они отражены в законах и религии.

Какие запреты у животных считаются важнейшими?

Давайте послушаем, что на эту тему нам расскажут…

Бондарь Валентина: Все запреты возникают под жестким давлением отбора ради выполнения задачи сохранения вида. К важнейшим из таких запретов относятся следующие:

Читайте также:  Майкрософт аксесс что это такое

1. «Не убей своего» — первый и главный запрет у очень многих животных. Чтобы выполнить его, необходимо без ошибочно узнавать своих, безошибочно отличать их от чу­ жих. Интересно, что если, скажем, галки, гуси и обезьяны
узнают друг друга персонально, то члены крысиного клана, точно так же как пчелы и другие общественные насекомые, отличают своих сородичей от чужих по общему запаху. У че­ ловека тоже есть манера делить всех окружающих на «своих» и «чужих». У всех маленьких детей очень четкое различение всех «чужих», при попытке контакта со стороны «чужого» возникает плач, рев, — это призыв к «своим».

Галустян Ануш : 2. Второй запрет вытекает из первого – чтобы не убить своего и не быть убитым им, нельзя нападать |неожиданно и сзади, без предупреждения и без проверки, нельзя ли разрешить возникший конфликт без схватки. Например, собакам, чтобы познакомиться, важно обнюхать друг друга,
а безопасно это можно сделать только четко фиксированным образом. Человеческий ритуал выполняет в целом те же функции, что и ритуализированные инстинктивные действия животных. Следует особо отметить, что ритуал — это специаль ная форма взаимодействия, изобретенная людьми для удов­ летворения потребности в признании среди «своих».

Марченко Ирина: 3. У хорошо вооруженных природой животных есть запреты применять смертоносное оружие или убийственный прием в дра­ ке со своими. Волк может убить оленя и даже лося одним ударом клыков, разорвав горло или пах. Но в драке с другим волком он этого приема применить не может. Таким обра­ зом, возникает удивительное: наиболее кровожад­ ные звери (и прежде всего волк) обладают самым надежным механизмом торможения, запрещающим убийство или ране­ ние сородичей, который только есть на земле.

Этот механизм торможения, препятствующий поведению животных, является врожденным, поэто­му животное, у которого сломали данный механизм, лишь в известном смысле можно назвать «аморальным» по отноше­ нию к своим сородичам.

Любопытно, что когда человек пытался одолеть своего са­ мого совершенного и опасного биологического противника – крысу, то самые успешные попытки были связаны с возмож­ностью сломать механизм торможения действий, направлен­ ных против своих сородичей. Дело в том, что крысы в определенном смысле самые «общественные» животные, спло­ ченные в сообщество «коллективистской психологией», и в своем поведении с членами собственного сообщества явля­ ются истинным образцом всех социальных добродетелей.

Крысы непобедимы, потому что внутри большой стаи никог да не бывает серьезной борьбы, причем наиболее защищен ными себя чувствуют детеныши и слабые животные. Кроме того, крысы пользуются теми же методами, что и человек, — передачей опыта выживания и его распространением внут­ри тесно сплоченного сообщества.

Известно, что крысы были самым страшным бедствием во времена парусного флота. Иногда голодные крысы целиком сгладывали пьяных членов экипажа вместе с сапогами, ос­ тавляя только медные гвоздики и железные бляхи от ремней. Поэтому на корабле единственно эффективным способом борьбы с крысиным сообществом была возможность «взорвать» его изнутри.

Матросы отлавливали несколько десятков крыс и сажали их в какое-нибудь темное замкнутое пространство, где крысы обречены на голодную смерть. Но крысы, даже умирая от голода, не нападали на своих сотоварищей. В ка честве пускового механизма пробуждения агрессии использовали чужую крысу, которую подбрасывали через определенное время. Почуяв запах чужака, крысы при ходили в безумную ярость и убивали его, затем начинали ку сать друг друга. Запах крови опьяняет их еще больше. Глав ное — сломать очень жесткий запрет на агрессию против сородичей. Наконец, обезумевшие крысы начинают убивать друг друга. Остается 20 живых крыс, затем 10, затем 4, и, наконец, 2 уцелевшие крысы вступают в последнюю смертельную схватку.

Победитель, который выжил, и есть «крысиный король». Это уже крысиный «выродок» — животное, у которо го полностью сломлены все запреты и механизмы торможе­ ния. Такая крыса способна только убивать и убивать своих сородичей, но у нее свой запах, и «нормальные» крысы не могут ее тронуть, хотя чувствуют этого «кровавого убийцу» на расстоянии, и тогда они предпочитают выпрыгнуть с палубы в море и утонуть, чем встретиться с «королем-убийцей» в трю ме, который сразу становится очень тесным. Вскоре на судне останется только одна крыса, которая уже никому не опасна.

4. Следующий запрет не по зволяет бить того, кто принял позу покорности.

Как более слабому и проигравшему в схватке животному остановить распаленного в драке победителя? Это — предложить ему нарушить предыдущий запрет на применение смертельного приема. Про­ игравшие волк, лев или олень вдруг прыжком отскакивают от противника и встают боком к нему, подставляя для смертель­ ного удара самые уязвимые места. Но именно этот удар про­тивник нанести не может.

Например, волк подставляет побе­дителю чрезвычайно ранимую боковую сторону шеи, выгну­ тую навстречу укусу. Галка подставляет под клюв той, кого нужно умиротворить, свой незащищенный затылок, как раз то место, которое стараются достать птицы при серьезном на­ падении с целью убийства. Но именно этот смертельный при­ ем более сильный противник нанести не в состоянии. Любо­ пытно, что когда побежденная собака принимает позу покор­ ности, то победитель сразу остановиться не может и проделывает движения смертельной встряски «вхолостую», возле са­ мой шеи поверженного противника, но без укуса и с закрытой пастью.

Необходимо знать, что у животных разных видов «принци­ пы морали» закреплены по-разному и проявляются неодина­ ково. Иногда в одном вольере содержат вместе индюков и пав­ линов, чего делать не рекомендуется. Эти птицы относятся к одному отряду куриных и даже к одному семейству фазаньих, но ведут себя различно. Так, если индюк и павлин вступают в драку из-за территории, и павлин, как более легкая птица, принимает позу покорности, подставляя своему противнику темечко, то индюк, не задумываясь, забивает павлина на­ смерть. Павлин же сделать уже ничего не может, так как из позы покорности в боевую стойку выйти невозможно.

Почему же у человека нет врожденных ограничений на при­ емы драки? К. Лоренц пишет, что «можно лишь пожалеть о том, что человек как раз не имеет «натуры хищника». Большая часть опасностей, которые ему угрожают, происходит оттого, что по натуре он сравнительно безобидное всеядное существо, у него нет естественного оружия, принадлежащего его телу, ко­ торым он мог бы убить крупное животное.

Именно поэтому у него нет и тех механизмов безопасности, возникших в процессе эволюции, которые удерживают всех «профессиональных» хищ ников от применения оружия против сородичей. Когда же изобретение искусственного оружия открыло но­ вые возможности убийства, то прежнее равновесие между срав­ нительно слабыми запретами агрессии и такими же слабыми. возможностями убийства оказалось в корне нарушено. Но хотя вроде бы никаких безусловных ограничений на приемы драки у человека нет, проигравший драку мальчишка вдруг закла­ дывает руки за спину и, подставляя лицо, кричит: «На, бей! Бей!». И несмотря на то, что запрет в нас очень слаб, дей­ ствие его впечатляюще.

Шанина Анастисия: И еще один очень важный принцип поведения, ха­ рактерный для многих животных: победа с тем, кто прав.

Жи­ вотное, защищающее свою территорию, свою нору, свою самку, своих детенышей, почти всегда выигрывает в кон фликте, даже у более сильного и агрессивного соперника. И не только потому, что отчаянно обороняется и яростно напа­ дает, но и потому, что противник заранее психически ослаб­лен. Его агрессивность сдерживается запретом, тем самым, который на юридическом языке называют неприкосновенно­ стью жилища, личной жизни и имущества.

Мухортова Н.В.: Какой же вывод можно сделать из этих любопытных фак­ тов и закономерностей? Хотя социальные и нравственные примеры в поведении некоторых животных известны давно, но выводы делаются различные и даже противопо­ ложные. Давайте попробуем вместе с вами сформулировать их.

Человек такой же биологический вид, как и животные поэтому ему должны быть присуще те же принципы морали, как и животным. У человека эти принципы описаны в библии в виде основных запретов.

С другой стороны человек в своем развитии ушел далеко от животных и ему как никакому другому присущи все нарушения морали. Как вы думаете, ребята, будет ли время, когда не будет существовать мораль, и какая она будет мораль будущего? Давайте подумаем об этом и поделимся своими размышлениями на следующем классном часе.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector