Моряк плавает или ходит

Александр Алякринский // СКФ Черноморская регата больших парусников 2016. Сочи. Барк «Крузенштерн», Россия. Пигментная печать на барите, паспарту, багет | 137×101 см

Жаргон моряков самобытен и интересен. Так, на судне нет кухни, есть камбуз. И туалета тоже нет – есть гальюн. (О морском жаргоне — мы уже подробно писали в статье Морской Сленг). А еще корабль не плавает, а ходит. К этому моменту все сторонники морских традиций относятся очень ревниво. Почему же принято говорить именно так, почему судно идет, а не плывет? Существует сразу несколько версий ответа на этот вопрос.

Первая версия Предрассудки. А так ли?

Кто-то скажет, что подобная формулировка связана с уважением к водной стихии, которая испокон века обожествлялась, которой люди откровенно побаивались. Из уважения к морю и его божествам, а может быть, с целью успокоить себя и утешить близких, принято было говорить «ушел в море». Не уплыл, рискуя утонуть, а именно ушел, как по земле. А значит, скорое возвращение будет гарантировано.

Корабль экспедиции Кука «Эндевор», современная реплика.

Возможно, речь здесь идет даже об уважении к самому судну. Стоит вспомнить, что в английском языке корабль ship – это одушевленный предмет, единственное фактическое исключение в своем роде. А все потому, что англичане – признанные мореплаватели, которые за счет мощи своего флота смогли колонизировать полмира.

Бревно — плывет и даже иэти четыре черепахи плывут на этом бревне, а вот корабли идут по морю и моряки вместе с кораблем.

Плавать может бревно или какой-нибудь мусор, мелкая рыбешка в пучине, а корабль, который становится домом для матросов на годы вперед, который обладает для них собственной душой и своим особым характером, может только идти. Еще одна версия говорит о том, что плыть – значит передвигаться по воде неуправляемо, как это делает различный мусор. Ветки и бревна – плывут. А пароходы и корабли – ходят: в загранку, против ветра или по нему, в любом направлении, но с четко заданной целью.

«Барк «Крузенштерн» — одна из работ выставки «Аристократы морей». Автор фотографии – Юрий Масляев

Возвращаясь к английским традициям, которые действительно заложили многое в вопросах мореплавания по всему миру, стоит отметить, что и там есть понятие «to go to sea», то есть, дословно, «выйти в море», «идти по морю», а никак не плыть. Английские и другие иностранные заимствования в морском деле – это фактическая норма, удивляться этому не стоит. Так что подобная формулировка могла иметь и английское происхождение.

Исследовательское судна «Акиадиан» проекта «Великие Реки России» на Волге

Моряки утверждают, что плавать – значит перемещаться в толще воды. А идти – значит, передвигаться по ее поверхности. Отсюда идет закономерная формулировка, что корабль – ходит. Исходя из этой трактовки, говорить о том, что судно плывет – как минимум, дурной знак.

Так же моряки говорят, что судно может лежать: лечь на курс, леч в дрейф, леч на правый или левый галс, о не как не плыть правым или левым галсом

Но предрассудки – это одно, а что до хода корабля – тут есть и другое, вполне логичное, даже техническое объяснение.

Ход винта и ход корабля

Штурвал парусного судна

История использования паруса для обеспечения кораблю хода велика – но даже и тут прослеживается слово «ход». Далее, на смену зависимому от ветров куску материи пришел гребной винт, для которого слово ход стало особенно актуальным. Измеряя скоростные показатели корабля, отмечали, сколько он может проплыть за один ход винта, то есть, за его полный оборот. И в этот же период родились команды «малый ход», «полный ход», определяющие, с какой скоростью должно двигаться судно. Корабль идет, потому что он движется за счет тех средств, которые придают ему ход.

Как правильно: ходит или плавает?

Но правы ли моряки, говоря, что судно идет, относительно правил русского языка? На самом деле, это понятие остается актуальным только для морского жаргона, которым даже сами морские волки не всегда особо стремятся пользоваться на берегу. Придерживаясь правил и норм русского языка, можно отметить, что ходьба – это передвижение посредством ног по суше, а плавание – перемещение по воде или в ее толще, в любых случаях и без исключений. Все, что может держаться на воде или в ее толще, по определению плавает – таковы языковые нормы.

Читайте также:  Модные имена и фамилии

Старший боцман Барка Крузенштерн Михаил Привалов

В итоге можно сказать, что по законам русского языка любое судно, корабль, лодка – плавает. Но согласно морскому жаргону, опять же, любое судно, любой корабль или лодка – ходят. Однако официальный морской язык все же не поддерживает таких вольностей, и по его нормам корабль тоже плавает. Отсюда и возникают такие термины, как капитан дальнего плавания, плавающий адмирал, и многое другое. И даже провожая моряков, им желают счастливого плавания, а не хождения или похода.

Корабль идет за счет парусов, винта, двигателя. Это вполне закономерно.

Юрий Масляев // В полном великолепии. Барк «Крузенштерн», Россия. Пигментная печать на барите, паспарту, багет | 100×138 см

Жаргон – это сложное явление, характерное для своей среды и актуальное именно для той среды, в которой он появился. Морской жаргон имеет свои глубокие традиции, порой корни тех или иных фраз, слов отыскать бывает непросто. Точно так же можно сказать о фразе «корабль ходит»: существует множество версий, объясняющих происхождение данной формулировки. Сегодня можно только гадать, какая из них является верной. Возможно, их влияние оказалось комплексным, что и сформировало такие суждения в морской среде. Но как бы то ни было, именно так говорят сейчас, и наверняка так будут говорить в будущем.

Жаргон моряков самобытен и интересен. Так, на судне нет кухни, есть камбуз. И туалета тоже нет – есть гальюн. А еще корабль не плавает, а ходит. К этому моменту все сторонники морских традиций относятся очень ревниво. Почему же принято говорить именно так, почему судно идет, а не плывет? Существует сразу несколько версий ответа на этот вопрос, и рассмотреть стоит каждую из них.

Предрассудки? А только ли они?

Кто-то скажет, что подобная формулировка связана с уважением к водной стихии, которая испокон века обожествлялась, которой люди откровенно побаивались. Из уважения к морю и его божествам, а может быть, с целью успокоить себя и утешить близких, принято было говорить «ушел в море». Не уплыл, рискуя утонуть, а именно ушел, как по земле. А значит, скорое возвращение будет гарантировано.

Возможно, речь здесь идет даже об уважении к самому судну. Стоит вспомнить, что в английском языке корабль – это одушевленный предмет, единственное фактическое исключение в своем роде. А все потому, что англичане – признанные мореплаватели, которые за счет мощи своего флота смогли колонизировать полмира. Плавать может бревно или какой-нибудь мусор, мелкая рыбешка в пучине, а корабль, который становится домом для матросов на годы вперед, который обладает для них собственной душой и своим особым характером, может только идти. Но предрассудки – это одно, а что до хода корабля – тут есть и другое, вполне логичное, даже техническое объяснение.

Также моряки утверждают, что плавать – значит перемещаться в толще воды. А идти – значит, передвигаться по ее поверхности. Отсюда идет закономерная формулировка, что корабль – ходит. Исходя из этой трактовки, говорить о том, что судно плывет – как минимум, дурной знак.

Еще одна версия говорит о том, что плыть – значит передвигаться по воде неуправляемо, как это делает различный мусор. Ветки и бревна – плывут. А пароходы и корабли – ходят: в загранку, против ветра или по нему, в любом направлении, но с четко заданной целью.
Возвращаясь к английским традициям, которые действительно заложили многое в вопросах мореплавания по всему миру, стоит отметить, что и там есть понятие «to go to sea», то есть, дословно, «выйти в море», «идти по морю», а никак не плыть. Английские и другие иностранные заимствования в морском деле – это фактическая норма, удивляться этому не стоит. Так что подобная формулировка могла иметь и английское происхождение.

Читайте также:  Можно ли менять процессор на ноутбуке

Ход винта и ход корабля

История использования паруса для обеспечения кораблю хода велика – но даже и тут прослеживается слово «ход». Далее, на смену зависимому от ветров куску материи пришел гребной винт, для которого слово ход стало особенно актуальным. Измеряя скоростные показатели корабля, отмечали, сколько он может пройти за один полный оборот винта. И в этот же период родились команды «малый ход», «полный ход», определяющие, с какой скоростью должно двигаться судно. Корабль идет, потому что он движется за счет тех средств, которые придают ему ход. Корабль идет за счет парусов, винта, двигателя. Это вполне закономерно.

Как правильно: ходит или плавает?

Но правы ли моряки, говоря, что судно идет, относительно правил русского языка? На самом деле, это понятие остается актуальным только для морского жаргона, которым даже сами морские волки не всегда особо стремятся пользоваться на берегу. Придерживаясь правил и норм русского языка, можно отметить, что ходьба – это передвижение посредством ног по суше, а плавание – перемещение по воде или в ее толще, в любых случаях и без исключений. Все, что может держаться на воде или в ее толще, по определению плавает – таковы языковые нормы.

В итоге можно сказать, что по законам русского языка любое судно, корабль, лодка – плавает. Но согласно морскому жаргону, опять же, любое судно, любой корабль или лодка – ходят. Однако официальный морской язык все же не поддерживает таких вольностей, и по его нормам корабль тоже плавает. Отсюда и возникают такие термины, как капитан дальнего плавания, плавающий адмирал, и многое другое. И даже провожая моряков, им желают счастливого плавания, а не хождения или похода.

Жаргон – это сложное явление, характерное для своей среды и актуальное именно для той среды, в которой он появился. Морской жаргон имеет свои глубокие традиции, порой корни тех или иных фраз, слов отыскать бывает непросто. Точно так же можно сказать о фразе «корабль ходит»: существует множество версий, объясняющих происхождение данной формулировки. Сегодня можно только гадать, какая из них является верной. Возможно, их влияние оказалось комплексным, что и сформировало такие суждения в морской среде. Но как бы то ни было, именно так говорят сейчас, и наверняка так будут говорить в будущем.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Плавает или ходит? Морской вопрос.

Беседовал с другом Олегом, бывшим моряком, о водомётных двигателях. И я, как человек сухопутный (антоним мокропутного? 🙂 ) сказал, что корабль поплыл с такой-то скоростью. Диалог получился такой:

– Смотри, корабль проплыл со скоростью больше 150 километров в час.

– Во-первых, в узлах скорость положено мерять, а во-вторых, плавает дерьмо, а корабли ходят!

– Слышь, Олег. Вот смотри, ситуация. Идёт корабль, ты на борту и вдруг бац – и за бортом! Ты поплывёшь или пойдёшь? И кто ты после этого? ( Я теперь понял, почему Иисус по воде ходил, а не плавал: чтоб моряки не хихикали!)

Смеялись долго. Вопрос замяли за отсутствием ответа. Попали в зону неопределённости понятий. Хотя, интересно деление на «ходят и плавают», с точки зрения моряка, куда простирается? На самих моряков распространяется? А на пассажиров кораблей? Или только на плавсредства? Если да, то на какие? Плот ходит или плавает? Спасательный круг? Шлюпка? Ответьте, кто может!

Со мной можно связаться по адресу.
314159_alexandr_albov@rambler.ru
Это кроме «письма автору» и рецензий.

Как говорят моряки? Ходить или плавать? Принято считать, что настоящий моряк говорит только ХОДИТЬ, но на самом деле бывает по разному.
Смешит, когда человек, видавший море только в кино, начинает учить РЕАЛЬНОГО моряка, отдавшего морю пол жизни, как ему правильно говорить. Причем такой персонаж в своей правоте абсолютно уверен – ведь это ему гугл сказал!
Впрочем, мне понятно почему так происходит.
Просто в литературе и на экранах специально злоупотребляют жаргоном что бы показать что вот это – моряк, в вот это – сухопутная крыса. Вот оттуда и пошли эти стереотипы. Но в реальной жизни, на судах, моряки разговаривают как привыкли и чаще всего вообще не используют жаргон. Причем, чем более опытный моряк, тем меньше он рисуется своей работой. Его море уже достало по самое немогу и лишний раз, используя жаргон, привлекать внимание к своей персоне, ему не надо. Зато сделавшие один – два рейса матрос жаргоном на берегу только и разговаривает – Надо же всем показать какой он "бывалый". Профессиональный жаргон не используют в быту, на то он и профессиональный!
Это только в кино и анекдотах моряк дома говорит "компАс" вместо "кОмпас", "палуба" вместо "пол", "камбуз" вместо "кухня", "гальюн" вместо "туалет" и прочие морские термины применительно к туристическому компасу или частям собственной квартиры. На самом деле это признак околоморского ушлепства. Всему должно быть свое место и назначение.
Вот скажите мне кто на судне самый грамотный и бывалый моряк? Капитан, старший механик и старпом!
По должностным обязанностям им приходится каждый день писать х. ву кучу разных документов. Писать приходится на официальном, бюрократическом языке. Приходится постоянно общается с властями и официальными представителями всевозможных проверяющих организаций. Не так сказанное слово может иметь очень большие и неприятные последствия. Тут жаргону не место.
Это как блатная феня. Её можно рисанутся в компании гопников во дворе, но не на заседании суда.
Проще вообще его не употреблять. Вот и не употребляют. И это входит в привычку.
Вот матросу на палубе пофиг как и что говорить, от его слов ничего не зависит. Так и набирают их частенько из бывших парикмахеров и таксистов на пару рейсов. Вот они то и являются наилучшими "носителями морских традиций", "блюстителями стародавних обычаев" и "хранителями морского сленга".
Вместо знаний и реального морского опыта в головах только микс из пары фильмов и нескольких прочитанных детских книжек про пиратов..

Читайте также:  Мобильный телефон samsung galaxy s6 32gb

Спасибо за рецензию.
Ситуация вами описана правильно.
Я в курсе реальных "событий" в мире морского языка. Есть и знакомые и родственники имеющие к морю отношение и один родственник отдавший ему всю жизнь, с ним я общаюсь к сожалению нечасто, но зато подолгу.

И насчёт "временных моряков" тоже в курсе, собаственно один из таких возможно и был спусковым крючком написания произведения. Тот тип развёвшись в двадцать три года третий раз пропал куда-то, (работал в кафе) потом вернулся весь "морской и просоленный" "обжаргоненый и морскофененый" потом оказалось что из Крыма в Турцию пару раз туда-сюда официантом пропутешествовал 🙂 и стал "моряк-моряком" 🙂

Я люблю поприкалваться над вопросами в действительности неважными но засевшими в сознании граждан, укоренёнными книгами и наверное улицей. Вот можете посмотреть про Санту-Клауса там тоже много вопросов есть 🙂 http://www.proza.ru/2010/12/19/1586

А вышеупомянутый Олег, персонаж не вымыленный,(имя заменил) но к морю имеющий опосредованное отношение. Служил в морских чинах, но по образованию мой коллега, конструктор и материаловед. Больше работал в конструкторских бюро и сам-один без сопровождения команды таких-же на кораблях не был. И то только во время испытаний того к конструированию чего имел отношение. Вот как он стал военным и конкретно попал именно в морфлот, это уже другая история, которую я пока непридумал как выложить чтоб "пальцем" не указать на персонажей в реальности. Замена фамилий и имён там не поможет, а изменение всего замылит комизм.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2019. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector