Мощный динамик для сабвуфера

Содержание

В прошлой статье мы рассмотрели теоретическую часть улучшения качества и громкости звучания акустической системы автомобиля. Допустим, что вы прочитали предыдущую статью и подготовили автомобиль для установки качественной аудионачинки, но не знаете какую выбрать. Мы специально «собрали» несколько комплектов оборудования, лучших в своих категориях по соотношению цена/качество.

Предупреждение: замена комплектующих не принесет должного результата без подготовки автомобиля.

ВАРИАНТ «БАЗОВЫЙ»

Для минимальных переделок автомобиля мы оставим штатное головное устройство. Транслировать звук в усилители оно будет через преобразователь. Можно обратить внимание на производителей AurA или Kicx — стоят они примерно одинаково. Мы же выбираем AurA RHL-0604 за 690 рублей.

В зависимости от вашего автомобиля, можно поставить 16- либо 20-сантиметровые динамики. Более распространен размер 16 см, поэтому выбираем именно такие. По соотношению цена/качество снова обратимся к AurA : модель SM-B654, сопротивление 4 Ом, номинальная мощность 150 Вт (в бюджетном сегменте часто завышают показатели), стоимость 1900 рублей за пару. Нам понадобится две.

Так как у нас 4 динамика, необходим 4-канальный усилитель, который будет отдавать минимум 100 Вт в 4 Ом на каждый канал. Здесь мы поддержим российского производителя — Ural Sound с их усилителем Warhead 4.135, который прибавит еще 8990 рублей к бюджету.

С динамиками разобрались, перейдем к выбору сабвуферного звена. Баса много не бывает, возьмем с запасом. Мы рекомендуем связку из сабвуфера Pride Junior. В зависимости объема багажника, можно выбрать размер в 12 или 15 дюймов, а усилитель — Alphard Machete MA-1500.1d, у которого в комплекте есть регулятор баса. Если повезем домашние консервы в банках с дачи, то, чтобы не разбить, можно убавить низких частот. А если едем с девочками кататься, можно будет их удивить. Сабвуфер и усилитель выйдут нам еще в 5790 рублей (за 12-дюймовую модель) и 10 490 рублей соответственно. Все затраты сведены в таблицу.

Модель

Количество

Преобразователь AurA RHL-0604 1 690 Динамики AurA SM-B654 2 3800 Усилитель Ural W 4.135 1 8990 Усилитель Machete MA-1500.1D 1 10 490 Сабвуфер Pride Junior 1 5790 ИТОГО: 29 760

Итог не окончательный, для установки потребуются еще провода, предохранители, дистрибьютор питания — лучше заложить еще 5000 на прочие расходы.

ВАРИАНТ «ОПТИМАЛЬНЫЙ»

Этот вариант подразумевает уже изменение салона автомобиля. Придется переделать дверные карты и пожертвовать багажником.

Штатное головное устройство мы заменим. Нам потребуется ГУ с процессором, который позволит более точно и правильно настроить систему. Выбираем Pioneer MVH — X 580 BT с ценой от 7035 рублей. Помимо широких настроек, такая «магнитола» дружит с устройствами на базе Android и iOS , а если докупить переходник, то подружится еще и с кнопками на руле. Можно подключить и микрофон, тогда станет доступна и громкая связь.

Далее на очереди дверные карты. Минимальная стоимость переделки передних дверей 15 000 рублей. В них мы разместим по две пары среднечастотных динамиков и ВЧ-рупор. По соотношению цена/качество в среднем ценовом сегменте лидирует связка Avatar MTU -80 и Alphard T -35 NEO . На помощь им придет 6-канальный усилитель — Ural 6.180.

В таком варианте сабвуферы лучше послушать в других машинах, тогда вы точно не промахнетесь с выбором. Но в целом оптимальным выбором будет Pride MT 12 (15) или Alphard Apocalypse SA 2712 (2715). Усилитель потребуется минимум 2 киловатта, например Apocalypse AAK-2000.1D.

К такой мощной системе понадобится уже заменить аккумулятор под капотом на AGM , и лучше будет поставить еще один такой же в багажник.

Модель

Количество

ГУ Pioneer MVH-X580BT 1 7035 СЧ Avatar MTU-80 2 6200 ВЧ Alphard T-34 1 5490 Усилитель Ural 6.180 1 13 990 Усилитель AAK-2000.1D 1 24 990 Сабвуфер Pride MT12 (Apocalypse SA 2712) 1 13 990 (11 990) Дверные карты (+ проводка и пр. расходы) 1 15 000 (+ 5000–7000) Аккумуляторы AGM 1 (2) 10 000 (20 000) ИТОГО: 96 696 (113 695)

Мощная система будет радовать вас каждый день, запас громкости позволит озвучивать пляж, а люди будут сворачивать голову, когда вы будете проезжать мимо. При этом переделки в автомобиле будут минимальными. А если у вас до этого штатное ГУ дружило только с AUX или с флешкой, то такой апгрейд расширит возможности вашего автомобиля за счет больших возможностей мультимедиа.

ВАРИАНТ «МАКСИМАЛЬНЫЙ»

Если вы хотите все по максимуму, но при этом чтобы машина оставалась на каждый день, следующий набор оборудования подойдет для вас.

Количество СЧ-динамиков в каждой двери увеличим до четырех штук, а ВЧ — до двух. В качестве среднечастотных динамиков выберем давно зарекомендовавшие себя Hertz SV 200.1 SPL Show . За верхнюю часть музыкального тракта у нас будут отвечать Alphard T -34.

Головное устройство можно выбрать, как в варианте «оптимальный», — Pioneer 580. Но лучше будет раскошелиться на более продвинутую версию — Pioneer DEH -80 PRS ценой от 19 900.

Для работы 8 динамиков нам понадобится достаточно мощный усилитель. В базовом варианте мы выбирали для сабвуфера усилитель мощностью 1500 Вт, в этом варианте выбираем такую же мощность для динамиков. Однако нам нужен уже широкополосный усилитель, способный играть не только низкие частоты, поэтому выбираем Apocalypse AAK-OGO1500.2D — его мощности будет вполне достаточно. Для рупоров берем Machete M 84.

Сабвуферов поставим два — либо пару Pride T 12(15), либо пару Alphard SA 312(315) с сопротивлением 2+2 Ом и подключим их в 0,5 Ом к одному усилителю — проверенному корейскому Apocalypse 5500.1 D . Мощность всей аудиосистемы будет достигать 7000 Вт и потребует серьезных затрат на питание. Придется поставить генератор повышенной производительности, а также минимум три (!) аккумулятора. Под капот выберем автомобильный Exide , а в багажник положим два Hawker HX -400 — беспроигрышный вариант, большой ресурс и высокая токоотдача позволят забыть о просадках вольтажа в системе.

Модель

Количество

ГУ Pioneer DEH-80PRS 1 19 900 СЧ Hertz SPL Show 4 32 800 ВЧ Alphard T-34 2 11 980 Усилитель Apocalypse AAK-OGO1500.2D 1 40 990 Усилитель Machete M84 1 7990 Усилитель Apocalypse 5500.1D 1 65 990 Сабвуфер Pride T12 (Apocalypse SA 312) 2 49 980 (56 980) Дверные карты (+ проводка и пр. расходы) 1 (2) 35 000 Аккумуляторы AGM 3 66 000 Генератор DC Power 270XP 1 43 000 ИТОГО: 373 630 (380 630)
Читайте также:  Лучшие графические планшеты для рисования с экраном

С такой системой можно будет озвучивать вечеринки, выезжать на соревнования и брать призовые места. По звуку она даст фору многим ночным клубам и концертным площадкам. Когда вы будете подъезжать, вас будет слышно за квартал. Как говорят в таких кругах, это деньги, которые слышно.

КАК МОЖНО СЭКОНОМИТЬ?

Мы посчитали цены на новые комплектующие, но можно и сэкономить, купив все то же самое на вторичном рынке. Если вы мало разбираетесь в автозвуке, то лучше взять с собой того, кто в этом понимает и сможет все проверить, иначе могут обмануть и продать нерабочий динамик или усилитель.

Выбрать б/у-компоненты можно на Авито, Юле или в профильных группах ВКонтакте (одна из самых больших — «автозвук б/у»), а также на форуме басс-клуба. Ежедневно появляются десятки объявлений искомой техники по всей России. Конечно, лучше выбирать в своем городе, тогда вы сможете убедиться в работоспособности товара. Но если нужный товар есть в другом конце страны, лучше прибегнуть к помощи гаранта. Гарант — это человек, разбирающийся в автозвуке и имеющий определенный авторитет, обычно он один на город. За небольшие деньги он съездит, посмотрит товар, убедится в честности продавца и, если вас все устроит, заберет и отправит вам товар. Список людей с контактами можете найти на профильных форумах.

Например, Pioneer 80 в отличном состоянии можно найти за 12 тысяч рублей вместо 20. А усилитель Apocalypse 5500.1 D можно заменить предыдущим его поколением — AE 5500.1 D , который на вторичном рынке стоит 33–35 тысяч. Генератор DC Power легко найти за 30 тысяч.

Таким образом, можно сэкономить до 40% стоимости всей аудиосистемы. В последнем, максимальном варианте это уже будет очень весомая сумма.

В прошлой статье мы рассмотрели теоретическую часть улучшения качества и громкости звучания акустической системы автомобиля. Допустим, что вы прочитали предыдущую статью и подготовили автомобиль для установки качественной аудионачинки, но не знаете какую выбрать. Мы специально «собрали» несколько комплектов оборудования, лучших в своих категориях по соотношению цена/качество.

Предупреждение: замена комплектующих не принесет должного результата без подготовки автомобиля.

ВАРИАНТ «БАЗОВЫЙ»

Для минимальных переделок автомобиля мы оставим штатное головное устройство. Транслировать звук в усилители оно будет через преобразователь. Можно обратить внимание на производителей AurA или Kicx — стоят они примерно одинаково. Мы же выбираем AurA RHL-0604 за 690 рублей.

В зависимости от вашего автомобиля, можно поставить 16- либо 20-сантиметровые динамики. Более распространен размер 16 см, поэтому выбираем именно такие. По соотношению цена/качество снова обратимся к AurA : модель SM-B654, сопротивление 4 Ом, номинальная мощность 150 Вт (в бюджетном сегменте часто завышают показатели), стоимость 1900 рублей за пару. Нам понадобится две.

Так как у нас 4 динамика, необходим 4-канальный усилитель, который будет отдавать минимум 100 Вт в 4 Ом на каждый канал. Здесь мы поддержим российского производителя — Ural Sound с их усилителем Warhead 4.135, который прибавит еще 8990 рублей к бюджету.

С динамиками разобрались, перейдем к выбору сабвуферного звена. Баса много не бывает, возьмем с запасом. Мы рекомендуем связку из сабвуфера Pride Junior. В зависимости объема багажника, можно выбрать размер в 12 или 15 дюймов, а усилитель — Alphard Machete MA-1500.1d, у которого в комплекте есть регулятор баса. Если повезем домашние консервы в банках с дачи, то, чтобы не разбить, можно убавить низких частот. А если едем с девочками кататься, можно будет их удивить. Сабвуфер и усилитель выйдут нам еще в 5790 рублей (за 12-дюймовую модель) и 10 490 рублей соответственно. Все затраты сведены в таблицу.

Модель

Количество

Преобразователь AurA RHL-0604 1 690 Динамики AurA SM-B654 2 3800 Усилитель Ural W 4.135 1 8990 Усилитель Machete MA-1500.1D 1 10 490 Сабвуфер Pride Junior 1 5790 ИТОГО: 29 760

Итог не окончательный, для установки потребуются еще провода, предохранители, дистрибьютор питания — лучше заложить еще 5000 на прочие расходы.

ВАРИАНТ «ОПТИМАЛЬНЫЙ»

Этот вариант подразумевает уже изменение салона автомобиля. Придется переделать дверные карты и пожертвовать багажником.

Штатное головное устройство мы заменим. Нам потребуется ГУ с процессором, который позволит более точно и правильно настроить систему. Выбираем Pioneer MVH — X 580 BT с ценой от 7035 рублей. Помимо широких настроек, такая «магнитола» дружит с устройствами на базе Android и iOS , а если докупить переходник, то подружится еще и с кнопками на руле. Можно подключить и микрофон, тогда станет доступна и громкая связь.

Далее на очереди дверные карты. Минимальная стоимость переделки передних дверей 15 000 рублей. В них мы разместим по две пары среднечастотных динамиков и ВЧ-рупор. По соотношению цена/качество в среднем ценовом сегменте лидирует связка Avatar MTU -80 и Alphard T -35 NEO . На помощь им придет 6-канальный усилитель — Ural 6.180.

В таком варианте сабвуферы лучше послушать в других машинах, тогда вы точно не промахнетесь с выбором. Но в целом оптимальным выбором будет Pride MT 12 (15) или Alphard Apocalypse SA 2712 (2715). Усилитель потребуется минимум 2 киловатта, например Apocalypse AAK-2000.1D.

К такой мощной системе понадобится уже заменить аккумулятор под капотом на AGM , и лучше будет поставить еще один такой же в багажник.

Модель

Количество

ГУ Pioneer MVH-X580BT 1 7035 СЧ Avatar MTU-80 2 6200 ВЧ Alphard T-34 1 5490 Усилитель Ural 6.180 1 13 990 Усилитель AAK-2000.1D 1 24 990 Сабвуфер Pride MT12 (Apocalypse SA 2712) 1 13 990 (11 990) Дверные карты (+ проводка и пр. расходы) 1 15 000 (+ 5000–7000) Аккумуляторы AGM 1 (2) 10 000 (20 000) ИТОГО: 96 696 (113 695)

Мощная система будет радовать вас каждый день, запас громкости позволит озвучивать пляж, а люди будут сворачивать голову, когда вы будете проезжать мимо. При этом переделки в автомобиле будут минимальными. А если у вас до этого штатное ГУ дружило только с AUX или с флешкой, то такой апгрейд расширит возможности вашего автомобиля за счет больших возможностей мультимедиа.

ВАРИАНТ «МАКСИМАЛЬНЫЙ»

Если вы хотите все по максимуму, но при этом чтобы машина оставалась на каждый день, следующий набор оборудования подойдет для вас.

Количество СЧ-динамиков в каждой двери увеличим до четырех штук, а ВЧ — до двух. В качестве среднечастотных динамиков выберем давно зарекомендовавшие себя Hertz SV 200.1 SPL Show . За верхнюю часть музыкального тракта у нас будут отвечать Alphard T -34.

Головное устройство можно выбрать, как в варианте «оптимальный», — Pioneer 580. Но лучше будет раскошелиться на более продвинутую версию — Pioneer DEH -80 PRS ценой от 19 900.

Для работы 8 динамиков нам понадобится достаточно мощный усилитель. В базовом варианте мы выбирали для сабвуфера усилитель мощностью 1500 Вт, в этом варианте выбираем такую же мощность для динамиков. Однако нам нужен уже широкополосный усилитель, способный играть не только низкие частоты, поэтому выбираем Apocalypse AAK-OGO1500.2D — его мощности будет вполне достаточно. Для рупоров берем Machete M 84.

Сабвуферов поставим два — либо пару Pride T 12(15), либо пару Alphard SA 312(315) с сопротивлением 2+2 Ом и подключим их в 0,5 Ом к одному усилителю — проверенному корейскому Apocalypse 5500.1 D . Мощность всей аудиосистемы будет достигать 7000 Вт и потребует серьезных затрат на питание. Придется поставить генератор повышенной производительности, а также минимум три (!) аккумулятора. Под капот выберем автомобильный Exide , а в багажник положим два Hawker HX -400 — беспроигрышный вариант, большой ресурс и высокая токоотдача позволят забыть о просадках вольтажа в системе.

Читайте также:  Монитор белого цвета для компьютера

Модель

Количество

ГУ Pioneer DEH-80PRS 1 19 900 СЧ Hertz SPL Show 4 32 800 ВЧ Alphard T-34 2 11 980 Усилитель Apocalypse AAK-OGO1500.2D 1 40 990 Усилитель Machete M84 1 7990 Усилитель Apocalypse 5500.1D 1 65 990 Сабвуфер Pride T12 (Apocalypse SA 312) 2 49 980 (56 980) Дверные карты (+ проводка и пр. расходы) 1 (2) 35 000 Аккумуляторы AGM 3 66 000 Генератор DC Power 270XP 1 43 000 ИТОГО: 373 630 (380 630)

С такой системой можно будет озвучивать вечеринки, выезжать на соревнования и брать призовые места. По звуку она даст фору многим ночным клубам и концертным площадкам. Когда вы будете подъезжать, вас будет слышно за квартал. Как говорят в таких кругах, это деньги, которые слышно.

КАК МОЖНО СЭКОНОМИТЬ?

Мы посчитали цены на новые комплектующие, но можно и сэкономить, купив все то же самое на вторичном рынке. Если вы мало разбираетесь в автозвуке, то лучше взять с собой того, кто в этом понимает и сможет все проверить, иначе могут обмануть и продать нерабочий динамик или усилитель.

Выбрать б/у-компоненты можно на Авито, Юле или в профильных группах ВКонтакте (одна из самых больших — «автозвук б/у»), а также на форуме басс-клуба. Ежедневно появляются десятки объявлений искомой техники по всей России. Конечно, лучше выбирать в своем городе, тогда вы сможете убедиться в работоспособности товара. Но если нужный товар есть в другом конце страны, лучше прибегнуть к помощи гаранта. Гарант — это человек, разбирающийся в автозвуке и имеющий определенный авторитет, обычно он один на город. За небольшие деньги он съездит, посмотрит товар, убедится в честности продавца и, если вас все устроит, заберет и отправит вам товар. Список людей с контактами можете найти на профильных форумах.

Например, Pioneer 80 в отличном состоянии можно найти за 12 тысяч рублей вместо 20. А усилитель Apocalypse 5500.1 D можно заменить предыдущим его поколением — AE 5500.1 D , который на вторичном рынке стоит 33–35 тысяч. Генератор DC Power легко найти за 30 тысяч.

Таким образом, можно сэкономить до 40% стоимости всей аудиосистемы. В последнем, максимальном варианте это уже будет очень весомая сумма.

Зачем нужны сабвуферные динамики?

Затем, чтобы сделать сабвуфер. У кого-то может возникнуть вопрос: «а зачем может понадобиться делать сабвуфер самому, когда в магазине огромный выбор готовых?» А затем, что изготовив его самостоятельно, можно получить звук требуемых характеристик, наиболее оптимально использовав имеющийся объем. Для автомобилей это особенно актуально: стандартные прямоугольные сабвуферы съедают очень много лишнего места в багажнике. Фактически, кроме фабричного сабвуфера в багажник средней машины толком уже ничего не поместится.

Самодельный же сабвуфер может в точности повторять обводы багажника, может быть закреплен на потолке или внутри запасного колеса – все зависит только от фантазии хозяина авто и его навыков обращения с электролобзиком и шуруповертом. Можно собрать сабвуфер и из нескольких динамиков. Например, взяв 4 динамика относительно небольшого диаметра и разместив их по углам багажника, можно оставить большую часть багажника свободной для груза и, в то же время, добиться звукового давления не меньше чем у «монстра», который займет багажник целиком. Кроме того, имеющий немало преимуществ вариант оформления сабвуфера типа «free air» (о котором ниже), возможно изготовить только самостоятельно или на заказ – в магазине такой сабвуфер не купишь.

Даже если у вас нет желания возиться со сборкой самому, сейчас существует множество фирм, готовых изготовить сабвуфер на заказ – достаточно привезти динамики и показать, куда их поставить. Остается только подобрать по характеристкам сами динамики.

Характеристики сабвуферных динамиков.

Линейка динамиков производства MTX audio. Взаимосвязь между диаметром, мощностью и звуковым давлением есть, но не однозначная.

Диаметр динамика. Бытует мнение, что чем больше диаметр динамика сабвуфера, тем лучше. Мнение не совсем верное. Хотя мощные сабвуферы обычно действительно имеют большой размер динамика, существует большое количество огромных (более 15 дюймов) динамиков, совершенно непригодных для изготовления сабвуфера – например, динамики средней частоты для аудиосистем открытого воздуха. Поэтому диаметр сабвуферного динамика должен рассматриваться скорее как его геометрическая характеристика – влезет/не влезет в предназначенное место. Подбор же конкретной модели лучше производить по другим параметрам.

Номинальная мощность динамика – та, на которой он может работать час без опасности повреждения.

Для чистоты звука лучше, если мощность усилителя больше мощности сабвуфера настолько, чтобы максимальная требуемая громкость обеспечивалась примерно на 0,5 – 0,66 мощности усилителя. Только при такой комбинации следует помнить о том, что максимальную мощность на сабвуфер давать нельзя категорически.

Комбинация, в которой усилитель слабее сабвуфера, при грамотной настройке системы, считается более безопасной – но только при грамотной. Эта комбинация опасна тем, что усилитель при запредельных нагрузках входит в режим клиппинга и начинает выдавать на выходе высокочастотный сигнал большой мощности, очень опасный для динамиков. Первым признаком «клипания» усилителя являются хрипы, трески и щелчки, появляющиеся в звучании сабвуфера. Правильно работающая защита от перегрузки усилителя, настройка его чувствительности и фильтров – могут обезопасить динамик от воздействия «клипа», но это требует правильного подбора комплектующих и их настройки.

Чувствительность характеризует создаваемое динамиком звуковое давление, показывая, насколько громко (в дБ) будет звучать поданный на вход сигнал в 1Вт на расстоянии 1м от динамика. Для устройств сравнимой мощности – чем больше чувствительность, тем громче звук.

Импеданс или внутренне сопротивление динамика должно в точности поддерживаться усилителем. Если подключить динамик с импедансом 2 Ом к выходу, рассчитанному минимум на 4 Ом, то выходной каскад усилителя может перегореть, не выдержав вдвое возросших токов. Если же наоборот, подключить нагрузку на 8 Ом к выходу, рассчитанному максимум на 4, то звук динамика будет намного тише, чем если подключение производилось бы правильно.

Иногда для увеличения звукового давления к усилителю подключают несколько динамиков. Тогда их общий импеданс считается по формуле, соответствующей типу подключения. Кроме того, для удобства подстройки динамиков под усилитель, многие производители выпускают динамики с двойной обмоткой. Преимущество таких динамиков в том, что обмотки можно подсоединять как последовательно, так и параллельно, приводя, таким образом, импеданс динамика к требуемому значению.

Материал подвеса. Подвес диффузора динамика сабвуфера для обеспечения низкой резонансной частоты должен обладать большой гибкостью. Жесткие подвесы, вроде бумаги и ткани, очень популярные в простых динамиках, здесь не подойдут. Второе требование к материалу подвеса – его упругость не должна меняться в диапазоне хода диффузора. Мягкая резина и пенополиуретан (поролон) идеально подходят в качестве подвеса, но, к сожалению, имеют низкие эксплуатационные качества.

Читайте также:  Можно ли в кофемашину засыпать молотый кофе

Разрушившийся подвес из пенополиуретана.

Пенополиуретан не выносит прямых солнечных лучей и при активной эксплуатации со временем рассыхается и трескается. Резина хоть и меньше, но тоже подвержена атмосферным воздействиям, кроме того, она «дубеет» на морозе. Каучуковые подвесы и подвесы из пенорезины имеют лучшие эксплуатационные качества, но они обладают большей упругостью и звук таких динамиков более «жесткий». В то же время не стоит рассматривать материал подвеса, как определяющую характеристику – конкретный состав у каждого производителя свой, и каучуковый подвес одного динамика может оказаться намного мягче резинового подвеса другого.

Резонансная частота – это, грубо говоря, такая частота, с которой упругая система будет колебаться, если дать ей единичный импульс. Еще грубее – на этой частоте заставить колебаться упругую систему легче всего. Амплитудно-частотная характеристика таких систем имеет ярко выраженный пик в районе резонансной частоты. Но если мы взглянем на АЧХ любого динамика, никакого пика мы там не увидим – и понятно, почему: кому нужен динамик, который будет громко звучать только на одной частоте? АЧХ динамика сглаживается, в основном при помощи постоянного магнита, находящегося с тыльной стороны динамика. Вместе с катушкой диффузора этот магнит играет роль электромагнитного тормоза, демпфируя упругие колебания диффузора. В результате на АЧХ резонансной частоты не видно, но она никуда не девается – на этой частоте внутреннее сопротивление (импеданс) динамика максимально. Чем важна резонансная частота? Тем, что она очень близка к частоте среза динамика – частоте, ниже которой громкость звучания стремительно падает до 0. Так происходит потому, что чем ниже частота, тем ниже скорость движения диффузора и тем больший объем воздуха он должен «сдвинуть» (создать звуковое давление) для поддержания громкости. И чем дальше частота уходит от резонансной в «низы», тем сложнее динамику создать необходимое звуковое давление. На практике для сабвуферов обычно допускается работа на частоте немного ниже резонансной, но насколько конкретно – можно узнать, только посмотрев на АЧХ. Не имея перед глазами графика, лучше ориентироваться на то, что минимальная частота будущего сабвуфера вряд ли будет ниже 70-80% от резонансной частоты динамика. Т.е., если перед вами огромный 15-дюймовый «блин» с мощным магнитом, но с резонансной частотой в 70 Герц – это не сабвуферный динамик и хорошей передачи «низов» от него ждать не стоит, поскольку слышимые частоты начинаются с 20 Гц. Не забывайте также, что при любом варианте оформления сабвуфера, кроме «бесконечного экрана» резонансная частота сабвуфера будет выше резонансной частоты динамика.

Поведение динамика после подачи импульсного сигнала для различных значений полной добротности. Хорошо заметны собственные колебания диффузора, начинающиеся при добротности выше 1.

Полная добротность характеризует как раз вышеупомянутую упругость системы – чем выше полная добротность, тем более упруг динамик, и тем ярче на его АЧХ выделяется резонансная частота. Высокая полная добротность динамика (выше 1) – однозначно плохо, пик АЧХ на частоте резонанса будет заметен при любом оформлении. Динамики с низкой полной добротностью (ниже 0,5) также надо выбирать с осторожностью – различные варианты оформления по-разному повышают полную добротность, но если итоговая полная добротность будет ниже 0,4, звук начнет искажаться. Выделяют два конкретных значения, на которые можно ориентироваться при вычислении полной добротности будущего сабвуфера: 0,577, характеризующаяся минимальными временными задержками и 0,707, обеспечивающая максимально гладкую АЧХ. С учетом всех факторов динамики разделяют на:

– предназначенные для оформления «free air» с полной добротностью больше 0,7;

– предназначенные для оформления в «закрытый ящик» с полной добротностью 0,4-0,7;

– предназначенные для фазоинверторов с полной добротностью до 0,4.

Эквивалентный объем – это такой объем воздуха за диффузором в корпусе «закрытый ящик», который создаст упругость, близкую к упругости подвеса самого динамика. Сам по себе эквивалентный объем не является оценочной характеристикой, нельзя сказать, что такое его значение – хорошо, а сякое – плохо. Однозначно одно – чем больше эквивалентный объем динамика, тем больших размеров «закрытый ящик» или фазоинверторный корпус потребуются для этого динамика, чтобы обеспечить хороший звук.

Оформление сабвуфера.

Очень простое в исполнении, но не самое удачное оформление типа "free air". Полка багажника закреплена неплотно, неизбежны скрипы и дребезг при работе динамиков. Кроме того, под вопросом звуконепроницаемость такой стенки.

Звук в динамике генерируется с обеих сторон диффузора. И, из-за способности звуковых волн низкой частоты огибать препятствия, в сабвуферных динамиках звук с тыльной стороны диффузора накладывается на основной и глушит его. Поэтому просто поставить динамик в багажник недостаточно – надо отделить звук с задней стороны диффузора от основного – т.е. «оформить» динамик. Обычно сабвуферные динамики в автомобиле оформляются как «free air» или «закрытый ящик». Сабвуферы ручной сборки в фазоинверторном корпусе встречаются редко. Во-первых, самостоятельный расчет и изготовление фазоинверторного корпуса – дело непростое. А во-вторых, форма такого корпуса тоже имеет значение, и разместить фазоинверторный корпус в каком-нибудь «закутке» может и не получиться.

Варианты оформления "free air".

«free air» или «бесконечный экран» – вариант оформления, в котором динамик встроен в звуконепроницаемый экран, объем воздуха за которым значительно (в 10 и более раз) превышает эквивалентный объем динамика. Экран может разделять на две части багажник, или отделять багажник от салона. Плюсы такого оформления порой являются определяющим аргументом за покупку сабвуферных динамиков вместо готового сабвуфера:

– оптимальное использование пространства;

– нет потерь мощности из-за гашения звука;

– этот вариант оформления не меняет резонансную частоту и полную добротность динамика;

Минусы тоже имеются. Звуковое давление сабвуфера в таком оформлении будет минимальным, а еще возможны изменения качества звука при заполнении багажника.

Варианты оформления "закрытый ящик".

«Закрытый ящик» представляет собой герметичный звукоизолированный короб, в котором звук с задней стороны диффузора просто глушится. Кроме того, за счет герметичности корпуса за диффузором создается воздушная подушка, сглаживающая резкие движения диффузора и позволяющая выдерживать большую мощность. Резонансная частота и полная добротность сабвуфера будут примерно в 1,5 раза выше, чем аналогичные показатели динамика. Плюсы – в простоте, дешевизне и большей устойчивости к пиковым нагрузкам. Минусы:

– немаленькая часть мощности уходит «вхолостую»: звук за диффузором просто глушится;

– такой корпус отнимает из внутреннего пространства автомобиля объем, не меньший, чем эквивалентный объем динамика;

Сабвуфер в фазоинверторном корпусе в багажника автомобиля.

В фазоинверторном корпусе существует отверстие, расстояние от которого до динамика подобрано таким образом, чтобы звуковая волна с задней стороны диффузора доходила до отверстия в той же фазе, что и с передней стороны. Звук не глушится, мощность расходуется более эффективно. Полная добротность в таком корпусе повышается еще больше, чем в предыдущем случае. Минус в том, что длина волны зависит от частоты, и при отклонении длины волны от расчетной, звук будет искажаться. Кроме того, динамики в таких корпусах больше подвержены повреждениям при больших нагрузках – это особенно актуально, если на усилителе нет фильтра сверхнизких частот (subsonic).

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock detector